То что в 6 лет мой сын не пойдет в школу для меня было очевидно. Во-первых, я не наблюдала у него ни малейшей
тяги к знаниям школьного формата, во-вторых, мы тогда путешествовали и все еще не определились с местом
жительства. Правда, когда сыну исполнилось семь, существенно ничего не поменялось, кроме подкатывающей тревоги.
Сидело же во мне это мнение, что пора, пора начинать образовывать мальчика. Сейчас я понимаю, что жизнь не делится на до и
после семи лет, и что развитие ребенка происходит непрерывно и не зависимо от
того включат ли его в какие-нибудь списки или нет.
Тогда мы были в Индии, и я рассматривала разные варианты развития событий - отдать в интернат для
мальчиков в Гималаях, где учат ведическим знаниям, или Грин Скул на Бали (это школа, в которой
учат по принципам устойчивого развития), или может школа Щетинина с ее славянскими
традициями, были и еще какие-то варианты, но реально я тогда 3 года назад не
склонялась ни к одному.
Все варианты были какими-то теоретическими и тогда мы решили подумать еще чуть-чуть.
Я ужеи не помню, откуда узнала про то, что в Беларуси вообще-то есть прекрасный вариант, для таких вот как мы и называется
он индивидуальный план обучения! Кроме того что он так прекрасно называется про него еще и почти ничего не написано в законах, и это нам на руку.
Правда сказано, что обучаться таким вот образом могут дети одаренные, а еще те у кого есть уважительные причины. Как
оказалось, уважительной причиной посчитали и супер универсальную формулировку «по
семейным обстоятельствам». Конечно, на словах в беседе с директором я рассказала
о наших частых переездах, но формально от меня никто этого не требовал. Было ко
мне тогда много вопросов, но как я теперь понимаю, вопросы эти были только от
моей неуверенности. Но расскажу по порядку.
В первый класс мы решили оформить нашего сына на вот этот Индивидуальный план,
раз такая возможность была и практически ни к чему не обязывала. Мы планировали снова уехать на
зиму в Индию, а весной вернуться и пройти аттестацию (в первом классе она одна
в конце года). Вот с таким решением в
голове и распечатанной ст.35 Кодекса об образовании я отправилась в школу,
причем не в какую-то там, а в свою родную, к своему же родному директору. Но
видимо я недостаточно ясно все себе представила, по тому как им мое видение
процесса обучения совсем не передалось. Директор позвонила в ГорОНО, они
позвонили еще куда-то и в результате позвали меня на беседу в ГорОНО. На беседе
были завуч школы, начальник ГорОНО, женщина из органа опеки, и еще пару
каких-то тетушек. В общем, они мне предлагали разные странные варианты - начиная
от подумать, какой вред я нанесу ребенку, ведь «его потом никак нельзя
будет вписать в систему» до оформления опекунства на бабушку, раз (по их мнению)
ребенок не вписывается в наш с мужем ритм жизни. Но еще раз подчеркну, вся эта
ситуация возникла от того, что у меня не было четкой картинки, не было понимания
как же на самом деле мой сын будет учиться. На мой взгляд, во всем этом процессе, самое
главное - это понять, для чего моей семье это нужно (именно семье, а не только
ребенку). Домашнее обучение ___
естественно и успешно лишь в том случае, если оно является продолжением образа
жизни и образа мыслей родителей. Если
кто-то из родителей против, нужно обязательно прийти к какому-то совместному
видению формы обучения ребенка, иначе учеба станет поводом постоянных дискуссий
и разногласий. Так что родители должны договориться «на берегу».
У нас с мужем
сомнений не было и нет, на счет того, где нашему сыну будет лучше, с нами или с
бабушкой или в школе. В общем, переговоры с администрацие завершились в нашу
пользу, заявление мы написали, учебники в школе взяли и уехали в Индию. Заниматься получалось редко, математикой по рабочей тетради сын
изредка занимался сам, там были достаточно интересные задания, а вот с
прописями и чтением было все сложнее. У сына была куча дел (он плавал, лепил из
глины, снимался в индийском кино, рисовал рассвет, играл в сим сити) в общем
совсем не до прописей ему было. Потом мы с мужем стали волонтерить в местной
школе для иностранцев, туда ходил и Тим, правда в школе той было очень мало
письма и чтения, зато были лошади и гуси, огород с папайей, йога, медитации по
утрам, уроки кулинарии и хождения за продуктами в магазин. Так почти прошел первый класс. Вернувшись в апреле, мы
пришли в школу. После аттестации учительница сказала, что «так и знала». По
программе Тим знал не много. На проверке скорости чтения прочитал 15 слов в
минуту, переписать текст с печатного на письменный успел не весь и ошибок
понаделал, примеры решил все. В общем-то этого было достаточно чтобы его
перевели во второй класс.
Потом мы затеяли переезд в
деревню, решили, что и в школу переведемся деревенскую. И были правы, в деревне
гораздо спокойнее смотрят на такого рода потребности родителей и, конечно же,
идти по уже пройденному пути легче. Я была увереннее, знала и могла подсказать,
как оформлять документы, как аттестовывать и проблем не возникло. Мы и сейчас,
когда сын уже в 3 классе, а мы живем в Минске, ездим в эту школу к нашей
замечательной учительнице в конце каждой четверти, и сын сдает свои «экзамены».
В третьем классе даже оценки начались, и хотя пока ниже семерки ему не ставили,
любая положительная оценка нас устраивает. Вот недавно и в законе написали, что
прекратить обучение по ИП ученик обязан, если по одному из предметов наберет
ноль баллов! А знаете что такое три балла? Цитирую: Неполное воспроизведение программного учебного
материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью
учителя ошибок; затруднение в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных
умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление
ответственности, самокритичности.
Мне кажется что сложно не вписаться вот в такие просторные рамки. Так вот
про ноль баллов. Ноль это «Отсутствие ответа или отказ от ответа». Так что если не
отказываться от ответа, можно учиться в своем режиме. А именно уделять внимание
лишь тем предметам и знаниям, которые ребенку интересны, а то, что не интересно, осваивать на уровне «Неполное воспроизведение программного учебного
материала»
продолжение следует...