Кажется, наш город наконец-то ожидает грандиозное событие! Ждем!!!
Оригинал взят у
konlag в
Электронный билет. Что ждет жителей Иркутска.Написать такое количество букв, с фотографиями и снятыми на то что было под рукой, меня побудил репортаж НТС с темой «В транспорте начали появляться «Коробочки», но как пользоваться этими коробочками никто не знает» (Кто не видел репортаж - смотрите тут:
Тыц! или
Тыц!), а так же ряд слухов (которыми наполнились социальные сети), вопросы от журналистов, водителей, и просто моих знакомых.
Итак, поехали!
В Иркутском транспорте действительно начали появляться «коробочки», эти коробочки называются FRID (по-русски - устройства радиочастотной идентификации). Данные устройства необходимы для оплаты проезда при помощи Бесконтактных Электронных Карт или Бесконтактных Смарт-Карт (БСК). Установка устройств производится за счет нашей компании - ОАО «Система Управления Лицевыми Счетами», т. е. муниципальные предприятия не тратят на данное оборудование ни копейки. Это своего рода «пилотный проект» для Иркутска, необходимый для вывода перевозчиков на уровень рентабельного существования (вспомните, как холодно в автобусах и троллейбусах, как в пол проваливаются ноги, а все из-за того, что транспортное предприятие теряет значительную часть выручки ввиду различных издержек, не будем перечислять каких (знающие люди и так все поймут, а тупым хоть кол на голове тиши).
Оборудование, на основании заключенного договора перейдет в собственность муниципальных предприятий, после того как наша компания завершит все необходимые исследования (о том будет ли оно его использовать дальше вопрос не ко мне).
О коробочках, и как все происходило…
Я побывал в общей сложности более чем в 30 мегаполисах по всему миру, где работают системы безналичной оплаты проезда, и могу сказать одно - я не встретил ни одного идеального решения, хотя разработчики этих решений уверяли меня в обратном. Не буду ни с кем спорить - время покажет.
Все коробочки, которые я брал у разработчиков сторонних решений для тестирования - либо замерзали, либо их аккумуляторы теряли 50% емкости при -10Сº. Встречались и настолько «тупые» решения, что не позволяли отслеживать платежи в режиме онлайн (данные с терминала выгружались в конце рабочей смены в автобусном парке), либо карты нельзя было пополнить в режиме он-лайн (приходилось искать терминал вставлять туда карту и пихать деньги) фееричным примером для меня было в Москве в час пик искать кассовую зону, в которой поменьше очередь. Обратите внимание 21 век на дворе, я успешный человек, использующий различные банковские системы и мобильные приложения, и стою в очереди…. При этом во всех транспортных предприятиях использующих ту или иную систему увеличивался штат обслуживающего персонала, а это доп. расходы.
Поэтому я, как руководитель инновационной компании, решил разработать свое решение более экономичное, более эффективное, более надежное, более функциональное, которое бы позволило не удорожать стоимость проезда, а удешевлять его.
Путь наших разработок и изысканий был долгим и сложным, в итоге мы получили то, что хотели и планировали. В работоспособности оборудования мы, как разработчики, полностью уверены (были проведены необходимые испытания и сертификация), однако нам требовался анализ применения разработанных нами систем лояльности, а так как в Иркутске электронным билетом и не пахло, я предложил муниципальным предприятиям установить разработанное нами оборудование за счет нашей компании, а в обмен получить данные для проведения необходимых исследований.
Но тебе дорогой читатель, наверняка интересно совсем другое, как выглядит наше решение?
Все очень просто. В салоне каждого транспортного средства имеются два устройства RFID, одно устройство для пассажиров - другое для водителя или кондуктора.
При помощи устройства предназначенного для пассажира, любой желающий может проверить баланс карты и срок её действия (это бесплатно). Достаточно просто приложить карту к дисплею, а дальше все интуитивно понятно (если не разберетесь сами - почитайте инструкцию, размещенную рядом с устройством, на которой все написано). При помощи устройства водителя или кондуктора принимается оплата за проезд.
Устройства возможно выглядят не совсем эстетично, зато отвечают требованиям физической прочности, морозоустойчивости (тестировали в камере шоковой заморозки при -36 Сº, ниже, к сожалению температуру опустить не получилось т.к. морозильная камера не позволила, хотя устройства работали в обычном режиме) и соответствующим функционалом.
Хочется заметить, что Иркутск, возможно, станет первым городом в России, где баланс карты можно будет проверить не только в автобусе, при помощи устройства проверки баланса, но и при помощи обычного телефонного звонка по номеру (3952) 550-663, где после нехитрых манипуляций с вводом номера карты и её пин-кода, голос Ксении Миромановой продиктует баланс карты. Насколько я знаю в том же Ангарске, что бы проверить баланс карты нужно отвлечь водителя, что бы тот распечатал тебе чек с балансом.
*** Артем, это не камень в твой огород, просто плохой пример =).
Click to view
О Бесконтактных картах
Планируется, что электронные карты (на этапе тестирования) в Иркутске будут 2 видов - Непополняемые картонные и Пополняемые пластиковые.
Непополняемые карты являются проездным билетом с ограниченным сроком действия и определенным количеством поездок.
Вот так будут выглядеть выпускаемые нашей компанией непополняемые электронные карты:
Сразу хочу заметить, не обращайте внимания на количество поездок и сроки действия, это всего лишь пример. После того как пассажир использует все поездки на непополняемой карте - её необходимо выкинуть (обязательно в мусорную урну).
По поводу дизайна карты: Все очень просто и дешево, т.к. это все-таки одноразовая карта, которая к тому же является бланком строгой отчетности, отпечатывается в типографии с соответствующим номером и прочими реквизитами, именно по этой причине эту карту можно реализовывать в транспорте или киосках без применения ККМ (все в соответствии с законодательством).
Теперь о пластиковых картах
Наша компания планирует выпускать вот такие пластиковые расчетные карты, рассчитаться ими можно будет не только в транспорте (дополнительно сообщу о том, где будут еще приниматься данные карты):
В качестве баланса там уже не поездки, а рубли. Такие карты будут выпускаться индивидуально (с индивидуальным дизайном) после вашей регистрации в личном кабинете, либо серийно (эту карту можно будет приобрести в любом магазине за 100 рублей, 50 рублей будет на балансе, (карта будет в специальном пакете, чтобы до вас ей никто не воспользовался)). С этими картами можно ездить в любом транспорте с любыми тарифами. Карты, выпущенные серийно, можно привязать к своей учетной записи при помощи специального кода, который скрыт на карте, и просматривать историю операций по ним в личном кабинете. В личном кабинете можно будет пополнить такую карту большинством платежных систем. Пополнить эту карту можно будет и через некоторые банкоматы или банковским переводом, но обо всем этом позже….
Так же будут банковские карты с транспортным приложением, эти карты будут выпускаться несколькими банками (нашими партнерами), они будут выпускаться в рамках зарплатных проектов или по желанию клиента. На данных картах будет логотип нашей компании (изображен будет примерно так же как на картах «Аэрофлот бонус»). Что это за будут банки сообщу позже.
Меня часто спрашивают про УЭК, но я могу сказать лишь одно - мы можем работать с данной картой, но пока не знаем по каким алгоритмам, и кто будет пополнять эти карты, как будут распределяться льготы по этим картам, кто будет выдавать какие льготы и что делать льготнику в случае утери карты. Все эти вопросы необходимо задавать в уполномоченные организации УЭК. Планируется, что пока система с УЭК не будет до конца отработана - льготные проездные будут выдаваться так же в киосках. Хочу заметить, что у нас есть решение для нормальной работы со льготниками, что бы им не приходилось стоять в киосках, но управление социальной защиты Иркутской области настроено на работу с УЭК (возможно это правильно, не мне решать).
Будет ли дороже проезд? Нет, не думаю, по карте он должен быть дешевле, т.к. электронный билет уменьшает издержки транспортных предприятий и это доказано мировой практикой.
Еще спрашивают « - Можно ли подделать вашу карту?». Ввиду того, что внутри карты находится чип, на котором хранится информация в зашифрованном виде, наши карты подделать очень сложно, даже я не представляю, как это можно сделать (кто спец., тот поймет). В случае если карта выйдет из строя (вероятность 1 на миллион), мы заменим карту (баланс поездок или рублей при этом никуда не потеряется).
Где ваш сайт? Отвечаю: у нас есть сайт и он работает, но открыт он только для представителей компаний, с которыми мы сотрудничаем и бета тестеров. Для вас на нем толком нет никакой полезной информации, а наводить смуту я не люблю. Ждите запуска… откроем…
Ну когда все это заработает? Я оптимист. Точных сроков у меня нет.
Знаю одно, что для промышленной эксплуатации муниципальные предприятия Иркутска будут проводить конкурс на предоставление решений в части электронного проездного (это необходимо в соответствии с законодательством). Смогу ли я выиграть конкурс - у муниципальных перевозчиков неизвестно. А вот в коммерческом транспорте (не во всем конечно) заработает с февраля или, в крайнем случае в марте. Часть коммерческих перевозчиков боится электронного билета как огня (не хотят платить налоги), а зря.... с электронным билетом проще подтвердить тариф или обороты для оформления того же лизинга или кредита на покупку транспортных средств. Видимо просто часть перевозчиков привыкли работать кустарно, и не хотят развиваться и выходить на новый уровень.
Иркутск - сложный город в плане транспорта, низкие и не окупаемые тарифы, много транспортных предприятий, много решений на рынке, много чиновников, законов и ограничений, а так же просто недоброжелателей, которые брызгают желчью. Но я приложу все усилия, что бы транспорт в Иркутске стал лучше и комфортнее для пассажиров, и не имеет значение какого производителя решение будет использоваться в транспорте города Иркутска (Будет это наше решение или нет).
Ваши предложения можете отправлять на наш e-mail:
support@suls.ruНа особо ценные письма я постараюсь ответить сам.
З.Ы. Периодически буду писать различные новости о тарифах, сроках, успехах и неудачах. Подписывайтесь на мой ЖЖ,
Twitter,
Facebook и всегда будите в курсе самых последних и грядущих событий в части транспорта и не только. Всем спасибо и хорошего настроения.
З.З.Ы. Репост, ретвит, копипаст, цитаты. Я закончил. Можете пинать.