В социальной науке есть парадокс, который в определенной степени выявил Степун («Чаемая Россия», 32 г.), а до него Платон. Все мы за демократию, но полная демократия - это злобная, недовольная, эмоциональная толпы, плохо понимающая свои интересы. Она идет за популистом, клеймящим «врагов» и обещающим золотые горы. И он приводит страну к краху (Пелопоннесская война для Афин, например). После чего на сцену выходит «диктатор» и «тиран», пытающийся личной волей или доблестью восстановить пошатнувшееся положение. Он может вовсе не захватывать власть, а быть выбранным волей народа, как Писистрат, мягкий и демократичный человек, по словам Аристотеля. Впрочем, он может просто захватить ослабевшее государство, как Александр Македонский (используя греческие аналогии). Или его могут захватить олигархи (аналогии оттуда же).
Другой важный парадоксальный (и догматический) момент есть понятие «равенства». Подлинное равенство может осуществиться лишь через насилие и является, по сути, надругательством над природой, которая не терпит равенства. «Равенство» может быть только перед законом, например, равное право выбирать и быть избранным (которого лишена значительная часть населения Латвии и Эстонии, членов ЕС! Или коммунисты на Украине. Но не фашисты! Это к слову, разумеется.)
Либерализм кажется оптимальной практикой, но в реальности за ширмой красивых слов скрывается заговор или сделка разных подлых типов, рассматривающих любую страну как свой бизнеспроект. Крупный капитал рвется управлять политикой государства (мира!): через подконтрольные СМИ, через прямое влияние на госаппарат. Сам госаппарат смыкается с бизнесом и занимается политикой главным образом в его интересах. Очевидно, что это противоречит интересам «масс», и если их, массы, не удается купить или оболванить - они протестуют, с креном либо в правую, либо в левую диктатуру. Обе по методу появления могут быть достаточно демократичны, то есть отвечать чаяниям народа и его выбору. Правая - далека от равенства и свободы, левая - от свободы. К тому же со временем она тоже теряет равенство (что мы наблюдали собственными глазами).
То есть: нет ни одной приемлемой формы государственного устройства. Все упирается в людей, не готовых жить в мире и хоть относительном равенстве друг с другом. Алчность, тщеславие, комплексы, необразованность, конформизм - толкают их к ярости или подлости, подлость и ярость приводят к войне.
Запад - типичная олигархическая лавочка с демократической ширмой, держащаяся за счет подкупа населения, ставшего возможным в последние десятилетия в силу экономического процветания, вызванного многими факторами. Например, открытием огромных рынков сбыта для собственных товаров (как все начиналось: в XIX в. Англия вела с Китаем две так называемые Опиумные войны за право торговать на территории Китая индийским опиумом - Индия, естественно, тоже была захвачена - что вело к чудовищной наркотизации китайцев и великому обогащению Англии. Это для примера. И крушение Советского Союза, конечно, тоже существенно обогатило Запад.). Накройся это процветание, этот бизнеспроект - и Запад ждет мощный социальный взрыв, которого он боялся еще в середине XX в., до дрожи! - ожидая, что Советский Союз буквально завтра сожрет Америку. Не срослось. Крушение Запада пока откладывается… Да и не надо: цивилизационно Запад все же больше нам союзник, чем враг. Ништяк было бы только, чтобы он сам это понял.
И все же положение России - трагично. В 90-е экономически она превратилась в колонию, политически - в сателлита. Бороться с советским кризисом методом 90-х - оказалось практическим самоубийством. Но мы просекли это слишком поздно.
Степун видел выход для России в какой-то полусоциалистической православной демократии… А как быть с теми, кто не верит в бога и как-то не очень христианин? Надо придумать что-то более универсальное. Работаем.