Глобальное

Mar 30, 2015 19:18



Человек обзаводится идеями - словно одеждой в магазине готового платья. Он заявляет, скажем: «Я люблю свободу!» или даже: «Я борюсь за свободу!» Что это значит? Для начала тут легко различить претензию: посмотрите, какой я благородный! Большинство не любит свободу, а я люблю! Большинство рабы, а я, блин, блещу с любого бока! В общем, это самый дешевый способ убедить себя, что, хоть в чем-то, но ты лучше других.

Но самое плохое начинается, когда наш борец берется иллюстрировать, что для него есть «свобода» и что «несвобода». В ходе иллюстрации он неизбежно приходит к чистой гностике - с некими избранными на одном полюсе и врагами/злодеями на другом.

Как хорошо примкнуть к горстке идеалистов что-то там защищающих среди окружающего мрака! Идеальны ли эти идеалисты? Не важно, главное идеальны их идеалы! Поэтому сами они могут быть полным говном или обладать фиговийшим характером, допустимым для таких исключительных людей. Вообще, быть на стороне патентованного добра - это все равно, что заранее уйти на почетную пенсию.


Наш борец расставляет демаркационные линии из колючей проволоки для собственной мысли - и сидит в них годами или даже всю жизнь, не желая больше ничего знать, не высовывая из этих границ носа. Он очутился в ловушке стереотипов, с которыми ему привычно, согласно которым он несомненно герой. Все ему понятно, все события, всю историю он трактует с помощью парочки собственных догм, и ему плевать, насколько это соответствует реальности.

Меня пугают эти «идейные» демаркации, в которых я сам прожил едва ли не всю жизнь. Очень трудно выйти из этой прорубленной колеи мысли. Очень трудно отказаться от идеи врага: относительно кого я тогда хороший? Враги и злодеи нужны, чтобы оправдать собственный жизненный сценарий и очень часто - неудачу в нем. А ведь хуже врага, чем ты сам, никого нет. Можно навесить ярлыки на внешние объекты, заклеймить их - и так признать себя жертвой. А с жертвы какой спрос? Жертву надо жалеть. Для начала можно пожалеть самого себя: в каком ужасном месте я живу! Отсюда следует, что есть какие-то другие отличные места, и вопрос со всеми своими проблемами можно легко решить простым перемещением по карте. Или: мне бросают вызов - и я багровею в праведном гневе! Как я все здесь ненавижу! На ненависти тоже легко взлетать над реальностью. Любовь - вещь редкая, а ненависть заводится сама, как мухи в гнилом мясе.

Я не могу починить текущий кран, но я борюсь с мировым злом! Или: я не могу преодолеть ни одну свою слабость, зато я знаю, как полностью преобразовать Ойкумену! Конечно, чего мелочиться, надо хвататься за что-нибудь крупное, лучше глобальное, что сразу сделает личные поражения - несущественными. Очень легко попасть в ловушку готовых идей, которые якобы все объясняют. Они учат нас жаловаться и злиться. Они оправдывают нас и снимают ответственность. Конечно, мы можем покричать что-нибудь, выразить протест - и тем помочь одной лжи прийти на место другой. Или даже растоптать правду, которую мы не в состоянии понять, которая недостаточно эстетична для доморощенного и нервного идеалиста.

идейное, психология, филиппики, свобода, политика

Previous post Next post
Up