Левиафан (2)

Jan 19, 2015 05:46



Это небольшое дополнение к прежнему посту.

Тут смысл «Левиафана» Звягинцева вывели из достаточно прозрачной ассоциации Левиафана и Государства, давящего и ужасного (российского, естественно), ссылаясь при этом на Гоббса, на его трактат «Левиафан», посвященный государству. Но у Гоббса государство не отрицательная, а, скорее, положительная сила, налагающая свою руку на «войну всех против всех», свойственную «естественному человеку». Человек отказывается от части своей естественной свободы в пользу государства, которое в свою очередь обеспечивает его процветание и безопасность.

То, что показано у Звягинцева, это не государство - это отсутствие государства, это мертвый Левиафан. О чем красноречиво свидетельствуют его огромные кости на берегу. И злодей-мэр - это не государство. Это просто мелкий выскочка-князек, творящий свою самодурную волю на его руинах (чему визуально соответствуют заброшенные, полуразрушенные здания), на отжатой им у конкурентов территории. Его можно припугнуть из Центра, но Центр - это тоже еще не государство. Прежнее государство умерло, новое только нарождается. И хоть мы видим в море живого кита, но он еще не приблизился к берегу.

Россия, кино, политика

Previous post Next post
Up