Некоторые френды обиделись на меня, что в предыдущем посте я как бы отождествил мусульман с нашими старообрядцами. Прямого тождества я все же не делал, но много общего между ними найти, бесспорно, можно.
У нас есть тенденция романтизировать старообрядцев, что, мол, они что-то защищали против «адской государственной машины». Надо хорошо знать наше
(
Read more... )
- Почти уже утверждал, цитату сейчас искать не буду, по памяти, он писал, что если нет правильных священников, то на до исповедоваться...земле и т.п.
О догматике я не говорю, я говорю о культуре староверов, проявлявшейся в богослужении, не зная этого НЕВОЗМОЖНО разобраться с этой эпохой. Будущие староверы " ревнители" были не против реформы, они соглашались на исправление книг по древним славянским и ГРЕЧЕСКИМ образцам, но Никон наспех внедрил перевод НОВЫХ книг, безусловно страдавших католической схаластикой по сравнению с сохранившимися на Руси формами византийскими, более длизкими к первохристианским и к греческой философии. Поскольку тебе лень, привожу пример. Разрешительная молитва на исповеди у староверов :
"Прощает тя Христос невидимо и аз грешный"
Вариант Могилы, взятый у католико :
"Господь и Бог на И.Х. Своею благодатью и Человеколюбием да простит ти...вся согрешения твоя. И АЗ священник такой-то, ВЛАСТИЮ МНЕ ДАННОЮ , ПОЩАЮ И РАЗРЕШАЮ ТЯ ...ОТ ВСЕХ ГРЕХОВ ТВОИХ"
Разницу видишь? И чья формула ближе к гуманизму?
Конечно, было и обрядоверие и возношения обряда до догмата, поэтому я не старообрядец)))Но нельзя так однобоко их судить, только на основании негативной половины.
Кстати, поведение на суде и Никона и Аввакума было не самым христианским, так что они оба не вызывают особой любви....
Reply
Главное, что Никон делал совершено необходимую церковную реформу. А в необходимости ее я все больше убеждаюсь, чем больше читаю об этом времени.
Reply
Я не говорю, что реформы не нужны были, да и "ревнители" , не были против, только хотели более продуманных, грамотных реформ, без насилия над совестью и привычками народа. ...Ладно, всё, мы по кругу идём....
Reply
Reply
Ты увильнул от сравнительного анализа текстов чина исповеди, хотя я тебя всё привёл и разжевал, и попытался привести аргумент, ты в ответ:
"магия как раз была в старом «богослужении», отстаиваемом староверами. В бессмысленном «многогласии» например."
- И тут ты проваливаешься полностью( опять же , не будем о оценках на экзамене))):
Аввакум о многогласии:
: «Последнее напредь поют, а преднее позади. Лесть сию молитву я пред Богом вменяю... Того ради так говорят, чтобы из церкви скорее выйти».
В письме к некоему московскому священнику Стефану он пишет: «Единогласно (аз) пел лет з двадцать, и ныне пою... единогласно».
Собственно, староверы НИ РАЗУ не были за бессмысленность многогласия , т.к. именно Аввакум был против него. Оно не употребляется у них на богослужении. Кстати, этот факт ( спасибо, что подсказал) неопровержимо доказывает, что А. был тоже за реформы, только не за никоновский огульно-непродуманный вариант.
Reply
Прекрасно, что Аввакум был против «многогласия». Но оно было не единственным, чем отличалось то старое богослужение. И оно было именно магическим. Хотя, собственно, и осталось таковым. Так что не говори мне про «магичность».
Реформа Никона была не больше и не меньше продумана, чем все реформы того времени. Дурны были гонения на старообрядцев, но осудил старообрядцев тот же собор, который осудил и Никона.
Ты тоже не ответил мне на часть вопросов.
Reply
Leave a comment