Миром правят не только деньги, но и страсти

Jul 22, 2015 17:41


Марксизм - хороший инструмент, однако подобно тому, как молотком сложно закрутить шуруп, в томах ученых XIX века нельзя найти ответы на все вопросы. В частности, сплошь и рядом трещит пыльный догмат о том, что любая идеология раскрывается формулой Маркса “бытие определяет сознание”, которую не прочь использовать и нынешнее руководство России.

Классик писал, что рабочий должен свергнуть капиталиста, поскольку тот присваивает его блага. Ухватив эту логику мировые элиты на определенном этапе поняли, что если поделиться частью дохода с малоимущими, то можно очень долго сохранять статус-кво. Пока работяга более-менее сыт, он не будет бунтовать - опять же, его относительно комфортное бытие будет определять его вполне потребительское сознание.

Торжество определяющего сознания бытия мы видим повсеместно и в России. Вся нефте-газовая экономика направлена на то, чтобы содержать армию бюджетников и пенсионеров, дозированно затыкая деньгами те или иные возникающие пробоины. Победоносное шествие принципа “нефть в обмен на удовольствие” тормозит развитие, блокирует рискованные инициативы, которые могут в краткосрочной перспективе понизить уровень жизни, но выстрелить в будущем. То, что нынешняя стабильность не вечна, что страна теряет время, за которое можно было бы реально “слезть с трубы”, отбрасывается в дальний темный угол, уделяя внимание материальной стороне вопроса здесь и сейчас. В этом смысле, нынешняя элита хорошо усвоило методически по основам марксизма-ленинизма, прочитанные ей в дни комсомольской юности.

Миром правят не только деньги, но и страсти. Унылые счетоводы ничего не смогут объяснить или предложить террористу из ИГИЛ, а выходцы из комсомола, полтора года назад блестяще сработавшие в Крыму, ныне тщетно пытаются подкупить киевскую верхушку, обещая скидки на газ и прочие бонусы: украинский национализм, движимый своими иррациональными мистериями, все равно будет пытаться покорить Донбасс.

Между тем, в современной нам реальности мы можем встретить невероятно число случаев, когда способ получения денег никак не влияет на классовое сознание человека (при этом привязка к конкретной стране является достаточно условной). Не трудно найти рабочего, живущего сугубо буржуазными ценностями - например, озабоченного исключительно дороговизной своего авто и машины соседа или моделью гаджета. Напротив, есть и такие люди как программист-миллиардер Сергей Брин, добирающийся до работы на метро в потертой одежде. По большому счету, условные пролетарии и буржуа помещаются в одну потребительскую матрицу, где разница лишь в стиле потребления - для одних провинциальная дискотека, где можно покрасоваться красными мокасинами, для других - личная яхта или посещение гольф-клуба.

В свое время навязчивое напоминание того, что “бытие определяет сознание”, способствовало деградации коммунистической системы и развалу страны. Вульгарный Хрущев хотел построить коммунизм за двадцать лет, причем первый десяток лет предполагалось отдать тому, чтобы догнать и перегнать Запад в создании материальных благ, наращивая объем производства, производительность труда и другие сугубо экономические категории. Предполагалось, что после достижения определенного уровня достатка начнется изменение сознания людей, однако бегство за изобилием привело в итоге не к коммунизму, а к обезьяньему подражанию Западу, воистину пошлому и трагикомичному.

Работать с ценностными ориентирами нужно было с самого начала - большевики в свои лучшие годы так и делали, вправляли людям мозги, а не обещали колбасу за пять копеек. Собственно говоря, одна из основных причин разрыва Ленина со всевозможными “легальными марксистами” заключалась в том, что Ильич полагал, что вместо того, чтобы смиренно ожидать, пока пробудится классовое сознания вследствие длительного развития буржуазного строя, надо усилием воли подтолкнуть ситуацию, направить процесс в необходимое русло, пусть даже железом и кровью.

В определенный момент, несколько десятилетий спустя, работа по созданию Нового Человека забуксовала, зато усилилась материальная гонка с Западом за уровень жизни, страна вошла в соответствующая систему координат капитализма, где и проиграла. А ведь и тогда, и сейчас было бы правильно не участвовать в гонке, сойти на обочину и проложить свой путь.


СССР, капитализм, глобализация, потреблядство, матрица

Previous post Next post
Up