Судьба Евросоюза: долго и больно

Jul 03, 2015 17:26


Ситуация с Грецией интересна тем, что по сути ЕС в нынешнем виде становится все менее привлекателен всем без исключения государствам Европы, а далеко не только жителям Эллады, а брюссельская бюрократии превращается из их благодетеля в сурового надсмотрщика за народами. На глазах медленно, но неизбежно рушится весь прогрессивный миф о том, что лелеемое “открытое общество” - это априори благо, а изолированное, замкнутое в себе - всегда зло.

Расширяющиеся ряды евроскептиков можно разделить на две группы, критикующие руководство Евросоюза c диаметрально противоположных позиций. Во-первых, ЕС не нравится экономически сильным европейским государствам (Великобритания, Германия), которым повесили на баланс нищих латышей и болгар. Во-вторых, ЕС уже не так мил и слабым игрокам (Греция здесь - лишь одна из многих, здесь стоит говорить практически о всей Восточной Европе и не только), которые требуют от Брюсселя все больше трат на социалку в своих странах. Естественно, траты идут, главным образом, в форме кредитов, которые надо каким-то неведомым образом отдавать. У транснационального капитала скоро появятся возможности скупать за бесценок целые страны, задыхающиеся в долгах, однако простым людям от этого, само собой, не легче.

Далеко не случайно вместо глобализации приобретает популярность такой термин как “глокализация” (глобализация с региональными различиями). Немецкий избиратель критикует власть за то, что она тратит бюджетные деньги на отстающих, а румынские или боснийские избиратели, эти самые отстающие, атакуют свои режимы с противоположных позиций, заявляя, что если в рамках Евросоюза на определенном этапе был поставлен крест на собственной промышленности и сельскому хозяйству в угоду общему европейскому дому, то пусть ЕС и раскошеливается.

Последние лет тридцать нам говорили, что глобализация как таковая - это всегда движение вперед, а автаркия по определению ущербна и архаична. Однако, оказалось, что ЕС - это уже не общий европейский дом, а картонный домик либерализма, валящийся на глазах. Падают тузы, короли и дамы, однако остаются суровые валеты с алебардами, ведомые заокеанским шулером, которые следят за тем, чтобы шестерки не возомнили о себе слишком многое.

Россиянские реформаторы с видом знатоков рассказывали нам в 90-е годы, что если открыть границы и убрать барьеры для бизнеса, в страну автоматически польются инвестиции. Рецепты этих премудрых пескарей не сработал ни в России, ни в Восточной Европе. Более того, они сегодня дают осечку и в странах Западной Европы, где граждане получают все меньше пользы и все больше вреда от пресловутой евроинтеграции.  Вместо этого мы видим, что ЕС выгоден, прежде всего, ТНК, которые извлекают свои барыши, а также США, натравливающим европейские нации на тех, кто не угоден Вашингтону.

Какого-либо устраивающего всех выхода из сложившейся ситуации просто нет, поэтому европейское пространство будет трясти и трясти впредь, Греция здесь - лишь один из эпизодов. Подавив национальную экономику собственными руками, сократив собственные индустриальные мощности до неприемлемого уровня, урезав высококвалифицированные рабочие места, правительства стран, которым отвели в ЕС роль аутсайдеров, загнали себя в западню, любой выход из которой будет предельно болезненным.

Конечно, не следует ждать, что пресловутая “тройка” кредиторов (Еврокомиссия, Европейский ЦБ, МВФ) и родственные им общеевропейские структуры будет посылаться непокорными европейцами куда подальше. Так или иначе, приняв правила игры ЕС, пересмотреть их не получается, поскольку альтернатив выспрашивания денег в долг фактически нет. Пользуясь тем, что европейцы беспомощны перед рожденными им зверем, который оказался не столь травояден, как планировалось, глобалисты будут до последнего удерживать идею Евросоюза, поскольку открыто отказаться от нее - значит признать слишком большое поражение. Демагоги будут играть на том, что сближение европейских стран в информационную эру логично, однако дьявол кроется в деталях, в том, на какой основе дружить, и в какой степени.

Теоретически, выходом из ситуации как для Греции, так и для других бедствующих и близких к этому состоянию стран еврозоны, является возвращение к самодостаточности, вложение средств в собственное производство вопреки аппетитам прожорливых кредиторов, однако такой путь неизбежно ведет к катастрофическому падению уровня жизни, от которого изнеженные европейцы, десятилетиями полагавшие, что уже прочно обосновалась в “золотом миллиарде”, давно отвыкли.

Политиков, которые открыто и честно призовут крепко затянуть пояса и опираться впредь исключительно на собственные силы, отвергнув собственные же избиратели, которые увлекутся обещаниями очередного популиста и явно не захотят жить по заветам чучхе. Выходом, наверное, является мобилизационная диктатура, но в матрице общечеловеков государственное принуждение - это нечто среднее между Мордором и Гулагом.

Важный вопрос - следует ли России помогать Греции. Геополитики, желающие развала проамериканского ЕС, приветствуют поход грека Ципраса против брюссельского минотавра, однако никакого похода нет, скорее наблюдаются попытки выторговать новые европейские кредиты на более выгодных условиях. И попахивают цинизмом призывы любой ценой спасти греков, когда совсем рядом, на Донбассе, страдают от недостатка помощи наши русские соотечественники. Достаточно обратиться к голым цифрам: с августа 2014 по июнь 2015 г. в помощь жителям ДНР и ЛНР было доставлено 36 тыс. тонн грузов (имеются в виду официальные гумконвои), при том, что в одном только марте 1942 года в блокадный Ленинград по “Дороге жизни” прибыло почти в три раза больше - 118 тыс. тонн.

Сначала свои, потом соседи - этот принцип, наконец, должен стать основой российской внешней политики.


олигархия, Закат Европы, Госдеп, геополитика

Previous post Next post
Up