Пирамида тщеславия

Aug 06, 2014 14:12


В современной России не модно быть хорошим автослесарем или геодезистом, зато миллионы мечтают стать солидными бизнесменами, управленцами, представителями элиты. Формируется целая пирамида, высасывающая из населения деньги мнимым атрибутами успеха, не имеющими отношения к реальности.

Общество потребления построено на человеческих пороках - в том числе, и на тщеславии. Дворовые парни позволяют себе на праздник отведать "элитный алкоголь", провинциальные девочки приезжают в Москву, где идут в "элитный клуб", офисные клерки тратят молодость ради того, чтобы годами выплачивать кредиты за "элитный автомобиль".

"Мы научим вас быть лидером!" - кричать с рекламных плакатов бизнес-тренеры рядом с афишами гадалок и экстрасенсов. Типичный контингент подобных бизнес-тренингов - люди, не сумевшие реализоваться по основной профессии, желающие при этом много и быстро зарабатывать. "Вы будете успешными! Мы поможем вам открыть собственный бизнес!" - повторяет бизнес-тренер свои заклинания, при этом специфике различных отраслей экономики, где можно открыть собственное дело, уделяется минимальное время, уступая место психологическим "зарядам на успех".

От бесчисленных полу-шарлатанов, обучающих как добиться всего за кратчайшее время, лишь разобравшись в тараканах в своей голове, не отстает и академическая наука. Следуя модным тенденциям, в университетах специалисты по социологии преподают студентам курс "лидерство". На все тот же резонный вопрос студентов "а почему в лидерстве должны разбираться те, кто руководителями быть не собираются?" следует о том, что лидерство - это не обязательно руководство людьми, но и управление собственной карьерой, профессиональным ростом. Такая трактовка лидерства, проникшая в учебники в последние десятилетия, - это, конечно, дань современной деиндустриализированной экономике, обществу постмодерна.

Между тем, культ лидерства и элитарности противоречит здравому смыслу. Ни 100%, ни даже 50% населения не может быть лидерами, боссами, владельцами бизнеса, не может входить в правящий слой, иметь рычаги управления. Реальной способностью к руководству коллективами в 10 человек обладает каждый десятый, остальные могут осуществлять лишь функциональное руководство (скажем, мастер может учить ученика), не требующее особых управленческих навыков.

Обществу, основанному на реальном производстве, а не кредитных мыльных пузырях, были бы гораздо нужнее специалисты, нежели лидеры. Культ специалиста, профессионала, между тем, практически разрушен. Забывается о том, что можно быть состоявшимся человеком, не пытаясь как обезьяна забраться на пальму первенства, обгоняя таких же диких макак. Теоретически все понимают, что толковый механизатор или квалифицированный биолог важнее одноклеточного менеджера по туризму, которому обещают, что он сможет в 25 лет открыть собственное дело, однако всерьез менять систему ценностей никто не решается.

Характерно, что тяга к элитарности, к приобретению искусственных атрибутов высокого статуса прививается всем слоям российского общества, вне зависимости от реального положения, навыков и достатка. В этом смысле студент, которому в трудовой книжке первой записью пишут "менеджер по продажам" вместо "продавца", мало отличается от директора фирмы, которого положение обязывает приезжать в офис на черной тонированной иномарке с шофером вместо экономичного и полезного для здоровья велосипеда.

Казалось бы, либеральная демократия, формально установившаяся с РФ с 1991 года, должна способствовать свободному личностному росту граждан, которые теоретически равны перед законом, имеет одинаковые права, закрепленные конституцией,  однако государство стало еще более замкнутым, кастовым при этом перемещение по иерархическим ступеням происходит не исходя из талантов, навыков, опыта, личных качеств, а на основе личных связей и  финансовых возможностей.

Вульгарные нравы россиянской элиты, пропущенные через калейдоскоп пиарщиков и рекламщиков, берутся за основу дельцами, наживающимися на пирамиде тщеславия. В отличие от реальной пирамиды власти, эта конструкция весьма шаткая и подчас просто эфемерная, и даже взятая в кредит Audi A4 говорит, в лучшем случае о принадлежности к среднему классу, но не к реальной российской элите, представитель который способен приобрести таких авто сотню или тысячу.


система, общество, обыватель, пластмассовый мир, потреблядство

Previous post Next post
Up