Обстоятельный текст про санкции назревал давно. Но я специально задерживал написание этого материала, чтобы мысли улеглись, подоспело большее количество аналитики, и появилась возможность спокойно поговорить о том, что происходило с российской экономикой в 2022 году. Тем более, что жизнь продолжается - вопреки паническим ожиданиям первых недель СВО мы не сжигаем в печи обесценившиеся рубли, чтобы протопить дом и не толкаемся в очереди за продуктовыми талонами. Этот текст о том, каким образом нам помогли устаревшие технологии, и в чем ошибся академик Глазьев. Хочется отметить, что будущее представляется сложным, поэтому то, что происходило с экономикой в прошлом году, может повернуть куда-то в другую сторону в дальнейшем. Но первые контуры России, разорвавшей с Западом, уже можно рисовать. Статья не претендует на охват всех аспектов санкционного воздействия, однако в ней зафиксирован ряд ключевых моментов.
События после 24/02 в такой мере непредсказуемы, что многие представления, которые считались привычными, стали подвергаться критике. То, что происходило и происходит, в новинку для мировой экономики, ведь после победы глобализации (краха СССР) никогда столь крупная держава не оказывалась в жесткой санкционной изоляции. Противостояние больших стран подталкивает деглобализацию - отказ от единого рынка в пользу экономических блоков государств.
Проанализировав различные материалы по санкционной тематике, стоит отметить, что оценка экономических последствий того, как нас давили, менялась на протяжении 2022 года - от пессимистичных замечаний весной до умеренно-оптимистичных выводов осенью и в последующий период. Яркой иллюстрацией этого процесса является анализ динамики валового внутреннего продукта (ВВП). Так, в течении прошлого года МВФ выдавал прогноз, согласно которому ВВП упадет к концу года на 6%, при этом Минэкономразвития предполагал снижение на 7,8%, а Банк России - на 7,5%. В итоге «Росстатом» в начале 2023 года было заявлено, что валовый продукт в предыдущий год упал на 2,1%. При известном скепсисе к государственной статистике РФ, заметно, что ситуация далека от катастрофической, что признают не только российские, но и западные эксперты. Особенно, учитывая тот факт, что ВВП Украины рухнул за прошлый год на 25-30%.
Среди факторов, позволивших российской экономической системе выстоять в прошлом году и неплохо чувствовать себя в данный момент, называют достаточно высокие цены на нефть и газ, увеличение вложений в основной капитал, стабильный курс рубля, наличие собственной платежной системы МИР, непродуманность и противоречивость враждебных санкций, поддержание формально низкого уровня безработицы и другие. Стоит признать, что причины относительного успеха российской экономики находились экспертами лишь по ходу дела, по мере того, как приходило понимание, что коллапса удается избежать. В связи с этим к имеющимся оценкам, увы, стоит относиться с известной долей недоверия, и всем аналитикам надо иметь смелость, чтобы открыто заявить об этом.
Интересные
аналитические материалы выпускают эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН под руководством Александра Широва. Как видно из таблицы ниже, они оценивают пандемическое воздействие на экономику России в 2020 году как более деструктивное, чем нынешнее санкционное. Эти заключения согласовываются с числовыми данными, предлагаемыми «Росстатом». Если в 2020 году ВВП упал на 2,7%, то по итогам нынешнего года ожидается падение на 0,7% при дальнейшем небольшом росте. Отметим, что данный сценарий предполагается как инерционный - его реализация, согласно мнению аналитиков ИНП РАН, будет осуществлена в случае отсутствия коренных изменений.
Таблица 1. Прогноз развития экономики России, подготовленный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН
Новые условия заставляют иначе взглянуть на роль Центробанка. Многие десятилетия в российском экспертном сообществе продвигается линия, согласно которой Центробанк (он же Банк России) вредит российской экономике, вводя высокую ключевую ставку. В частности, таких взглядов придерживаются академик РАН Сергей Глазьев и экономист Михаил Хазин. Аналитики такого рода отмечают, что из-за высокой ставки (до 10%) в России дорогие кредиты, это значит, что деньги не поступают в экономику, не идут на новые заводы и фабрики, а оседают в банках. Часто такие утверждения приводят к политическим выводам, согласно которым руководство ЦБ (и ее глава Эльвира Набиуллина) - прямые или косвенные агенты глобальных элит и враги страны, желающие заблокировать промышленное развитие России.
Между тем, ЦБ взвинтила ставку после 24/02 до запредельных для истории России 20%, что позволило не дать обрушиться рублю. Банк не просто повысил ставку, но еще и ограничил продажу доллара и евро. Грамотной мерой стал указ президента о продаже части экспортной выручки российских компаний, полученной в валюте, а также проведение расчетов за газ в рублях с иностранными компаниями (а рубли, соответственно, покупались за доллары и евро у Центробанка). Общий смысл этих мер следующий - в первые месяцы после введения санкций российское государство стремилось максимально закупать доллары и евро, стараясь при этом минимизировать появление новых рублей в обращении (например, в форме относительно дешевых кредитов).
Благодаря политике Банка России в первые недели спецоперации мы не имеем рубля, превратившегося в труху, оцениваемого по стоимости бумаги. ЦБ отработал этот эпизод именно в логике поддержки своей страны в тотальной экономической войны, а не приоритета международного предпринимательства. Дефолта не случилось, а ведь, признаемся себе, мы скорее ждали доллар по 200, чем по 60.
С другой стороны, за ЦБ есть и реальный большой провал - заморозка большой части наших финрезервов в иностранных банках. В этом аспекте критики в адрес Банка России справедлива. Также в укор Набиуллиной можно высказать не введение высокой ключевой ставки, а, напротив, запаздывание в этом решении, что способствовало обвалу фондового рынка. Если бы оно было принято раньше, можно было бы избежать рекордного падения стоимости акций российских компаний.
Читать далее:
https://telegra.ph/Pervyj-god-sankcij-Pochemu-my-ne-ruhnuli-05-10