Футуризмъ

Apr 29, 2018 01:29


Из интересных книг, которые прочел за последнее время стоит выделить сборник “Футуризмъ”, включающий манифесты, речи и заявления итальянских футуристов - Маринетти и его сторонников, сотрясавших устои своей динамически-радикальной этикой и эстетикой. Любопытно, что данная книга, выпущенная в Тамбове издательством Ex Nord Lux, представляет собой копию прижизненного российского издания 1914 года, адаптированного к современной орфографии.

Сам “Манифест футуризма” Филиппо Томмазо Маринетти (“поэт-фейерверк”, “поэт-пулемет”, как назвал его Корней Чуковский) давно известен интересующейся публике в нашей стране, однако сборник собрал в себя ряд менее известных творений. Здесь есть и “Программа футуристической политики”, в которой с первых строк автор восклицает - “Италия - верховная властительница. Слово Италия должно преобладать над словом Свобода. Все свободы, кроме свободы быть трусами, пацифистами, анти-итальянцами”, и размышления Маринетти о том, что театр варьете - это круто, а классическую сцену надо отправить на свалку истории.

Не менее любопытны заметки побратимов Маринетти по итальянскому футуристическому цеху, которые меняя зубастые в политических оценках, зато дает свое виденье, как должны развиваться различные жанры искусств. Так, художник К.Д. Карра предлагают новую “живопись звуков, шумов и запахов”, ему вторит Луиджи Руссоло, предвосхитивший появление шумовой музыки (привет, Бликса Баргельд), в “Манифесте футуристических художников” по сути описывается современный жанр инсталляции (“чтобы нарисовать человеческую фигуру, не нужно ее рисовать; нужно дать всю окружающую атмосферу”).

Не обделена вниманием женская тема. Хотя сам Маринетти, отдает предпочтение асексуальности, противопоставляя ее итальянской романтике дамских угодников, его соратницы отрываются по-полной. Так, раздухарившаяся футуристка Валентина де Сен-Пуан утверждает, что “похоть торжествует, потому что она есть радостная экзальтация, которая побуждает существо выходить за собственные пределы, радость обладания и господства, вечная победа, из которой рождается вечная битва, самое упоительное и несомненное опьянение победы”.

В общем, вся эта культурно-политическая итальянская вакханалия десятых годов XX века веет заманчивым неудержимым идеализмом, хотя время чудаков, призывающих ломать и воевать, скоро, действительно наступит, правда основными игроками в грядущих смертоносных войнах и революциях станут куда более мрачные и грубые товарищи, чем расфуфыренные футуристы, ставшие застрельщиками - культурными революционерами первого часа.

Маринетти, кстати, отгреб в России дважды - в 1914 году во время посещения Петербурга с литературным вояжем, когда русские футуристы решили показать кулаками, что они круче итальянских, второй раз - под Сталинградом в 1942-м, где был ранен (по сути смертельно). Россия оказалась суровей фейерверков.


литература, история, штурм неба

Previous post Next post
Up