Написал F.A.Q. для кампании за пересмотр итогов приватизации. Камрады попросили дать
небольшой, но емкий текст для движения "Отобрать и поделить", разъясняющий, как, что и зачем нужно возвращать народу.
Собственно говоря, признание залоговых аукционов 90-х годов, когда торговцы с рынка джинсами и японскими видаками вдруг стали хозяевами нефти, аллюминия и никеля - это тот триггер, запустив который организм может начать выздоровление. Борьба с коррупцией равно как и поиск душеспасительной национальной идеи без серьезного разговора о собственности - это фейк.У движения за национализацию, с одной стороны, хорошие стартовые позиции - больше половины жителей России считают большой хапок 90-х годов не просто несправедливым, а подлежащим пересмотру (против этого - менее трети граждан), то есть не будут переживать, если Алишеры Бурхановичи вместе с поклонниками Егора Тимуровича оставят страну в покое. С другой стороны, абсолютно все СМИ, от "Медузы" до закрывшегося Lifenews, делают всё, чтобы даже обсуждение этой темы заблокировать, не говоря уж о практической реализации, на пути которой стоят могущественные силы.
1. Какие цели ставит движение “Отобрать и поделить”? Зачем вы нужны стране и людям и что вы намерены делать?
Наше движение ставит следующие цели: 1) пересмотр итогов ваучерной приватизации и залоговых аукционов, 2) национализация газовой, нефтяной и иных добывающих отраслей, 3) возвращение народу украденных капиталов, хранящихся в кипрских и других офшорах.
Мы убеждены, что без коренного пересмотра экономической модели нынешней России немыслимо подлинное развитие страны и социальная справедливость. Пока 1% сверхбогатых владеет 90% частной собственности, невозможен отказ от сырьевого олигархического капитализма - элите не выгодно работать ради новой индустриализации, доступной медицины и всеобщего образования, обеспечения жильем всех нуждающихся. Низовые попытки улучшить ситуацию (“теория малых дел”) без изменения прав собственности монополисты будут затаптывать. Страна будет обречена на прозябание под властью олигархии, а пропасть между верхами и низами будет расти. Нас такое будущее не устраивает.
На данный момент движение “Отобрать и поделить” ставит целью развернуть широкую общественную кампанию за возвращение украденного. Несмотря на замалчивание темы в СМИ, по результатам опроса ВЦИОМ, более 50% граждан России считают приватизацию 90-х годов не просто несправедливой, а подлежащей пересмотру (против этого - менее трети граждан). Наша цель - направить это недовольство в политическое русло, сделать так, чтобы голос миллионов был услышан, вернуть вопрос о необходимости проведения национализации в повестку дня.
2. Как вы относитесь к нынешней власти в России?
Нас интересует экономический фундамент правящей верхушки. В основе власти в РФ - именно приватизация государственной собственности, когда советские предприятия, созданные руками прошлых поколений, стали достоянием узкого круга лиц. Переход народного достояния в частные руки за бесценок - крупнейшая афера в истории современной России, требующая справедливого судебного разбирательства. С этих позиций мы не можем поддерживать нынешнее руководство России, отказывающееся пересматривать приватизационные сделки 90-х годов.
3. Ваше отношение к оппозиции, маршам протеста, расследованиям в интернете? Не кажется ли вам, что нужно, прежде всего, бороться с коррупцией?
Те, кого принято именовать оппозицией, являются либералами. Они говорят об удушении свобод, воровстве госбюджета, нечестных выборах, но не покушаются на основу существующей системы, являющуюся одновременно и крупнейшим коррупционным актом - приватизацию, поскольку сами вышли из окружения Ельцина (в этом заключается их родство с властью). Борьба с коррупцией - важная тема, но при чудовищных, африканских показателях неравенства она является не причиной, а лишь следствием болезни. Мечта фанатичных рыночников - чтобы государство не вмешивалось во внутреннюю политику, но в условиях, когда не только рычаги государственного управления, но и колоссальные финансовые ресурсы находятся в руках узкой правящей верхушки, “свободные выборы”, “честные суды”, “независимые СМИ” окажутся лишь инструментами в руках сверхбогатых.
4. Кто может вступить в ваше движение?
“Отобрать и поделить” - одновременно и общественная кампания, и непартийное движение, присоединиться к нему может любой человек, разделяющий его цели. У нас нет процедуры вступления и фиксированного членства, главное - участие в нашей деятельности.
5. Государственные компании неэффективны. Посмотрите на “Почту России”, РЖД. Вы хотите, чтобы весь бизнес был таким?
Ущербность российских госкорпораций обуславливается моделью российского олигархического капитализма, где феодально-клановые отношения переплелись с декларируемой свободой предпринимательства (главным образом, для своих). Мировая практика не подтверждает более высокую эффективность частных корпораций по сравнению с государственными. Реформировать госкорпорации надо путем смены менеджмента, устранения из их руководства родственников и друзей обитателей Кремля, а не приватизации и разукрупнения, как планируют либералы (печальный пример раздробления РАО “ЕЭС России” известен).
6. “Отобрать и поделить” звучит провокационно, жестко. Может, надо как-то мягче формулировать лозунги?
Лозунг “Отобрать и поделить” звучит вызывающе, но мы и есть радикалы, то есть те, кто хочет коренных, а не косметических изменений (от латинского radix - корень). Своим ярким и яростным призывом мы хотим отличаться от изворотливых циничных политиканов, призывающих “за все хорошее, против всего плохого”. Однако у нашего движения есть и второе название “Верни своё!”, можно использовать его наравне с основным. Главное сейчас - начать в обществе саму дискуссию о необходимости пересмотра приватизации, жестко и однозначно заявить о себе.
7. Отобрать и поделить - это значит назад в СССР? Шариковщина какая-то.
Большинство из нас уважает СССР и признает большие достижения советского государства, при этом анализирует и его ошибки. Однако, мы не буксуем на обсуждении прошлого, а смотрим в будущее. Мы открыты для людей с разными политическими взглядами.
8. Приватизированные квартиры и дачи у людей отбирать тоже будете? А малый бизнес ликвидируете?
Надо различать частную собственность и личную собственность. Квартиры, автомобили, шесть соток с огородами - это личная собственность, против нее мы ничего не имеем (за исключением криминальных случаев). Мы - народу не враги, мы сами народ. К малому бизнесу также относимся совершенно спокойно.
9. Основные нефтегазовые компании и так государственные. Как их национализировать? Вы хотите наплодить новых Миллеров и Сечиных?
То, что большинство нефтегазовых предприятий России являются государственными - ложь, искусственно внедряемая правящей элитой. Достаточно рассмотреть три крупнейшие компании такого профиля, - “Газпром”, “Роснефть”, “Лукойл”. В первых двух компаниях государство владеет лишь 50% процентами акций (в “Роснефти”, через сложную структуру собственников, даже меньше),“Лукойл” - полностью частный. С учетом того, что большинство менее крупных нефтегазовых компаний является частными, доля государственного капитала в основе российского нефтегазового сектора составляет ощутимо менее половины, причем в значительной степени это иностранный капитал. Отдельно стоит остановиться на топ-менеджерах этих бизнес-структур - ситуация, когда их руководство имеет зарплаты, превышающие средние по стране в многие десятки и даже сотни раз, является недопустимой. Мы понимаем национализацию, в том числе, и как урезание этих баснословных барышей.
10. Ну хорошо, а что делать с остальными предприятиями, приватизированными в 90-е? Некоторые из них несколько раз переходили из рук в руки.
Основополагающим для нас является национализация недр России. Природные ресурсы в недрах земли принадлежать всему народу, частным лицам должно быть запрещено иметь предпринимательский доход от добычи нефти, газа, никеля, алмазов и т.д. Доходами от использования недр должен пользоваться весь народ. Что касается предприятий, не связанных с добычей ископаемых, незаконно приватизированных в 90-е годы, то их судьба в каждом конкретном случае будет решаться через демократические процедуры. При пересмотре итогов приватизации должны учитываться стоимость сделки купли/продажи, вклад нынешнего владельца в развитие экономики России, его взаимоотношения с трудовым коллективом, отсутствие коррупционных схем. Приоритет будет отдаваться внедрению коллективных форм собственности - работники будут становиться акционерами, получая не только заработанную плату, но и часть прибыли от деятельности компании.
Ну и злобного Чубайса вам напоследок, чтобы напомнить, зачем реально проводилась приватизация:
Click to view