«Самым грамотным и мудрым было бы не выносить этот вопрос на уровень Госдумы. Советы школ наделены достаточными полномочиями, чтобы принимать такие решения самостоятельно. Уточню, не администрация школы в лице ее директора, а именно Совет школы, в который входят родители учеников. Так, сейчас этим органом самоуправления успешно решаются вопросы о том носить или не носить школьную форму, и какой она должна быть.
Вообще решение о том может или не может внешний вид учащихся обозначать их религиозную идентичность не является вопросом глобальным. Он, скорее, тактический вопрос. Дело в том, что любая большая многонациональная страна, а Россия - это многонациональная страна, нормально и стабильно существует только тогда, когда она устроена по типу империи. А империя существует только тогда, когда общие имперские ценности в глазах жителей империи превосходят ценности национальные. То есть, когда человеку важно быть татарином, узбеком или русским, но еще более важно быть россиянином. Такая страна является «плавильным тиглем наций». Таким был Советский Союз. Для советского человека более важным было «Достаю из широких штанин, дубликатом бесценного груза: смотрите, завидуйте, я гражданин Советского Союза!». При этом этот гражданин мог быть русским, турком, чеченцем и кем угодно. Но проблема формирования такой идентичности в Советском Союзе была в насильственном характере ее насаждения. Поэтому, когда Советский Союз пошатнулся, и рухнул ореол святости империи, каждый человек начал искать для себя новую идентичность. На этой почве поражения и возросли национальные идентичности. То же самое можно сказать и про религиозные идентичности.
Хотя империя не модное слово, но многонациональное государство Российская Федерация существует не по принципу конфедерации. А раз не конфедерация, значит империя. Пусть это не модное слово и стало носить характер «тяжкого имперского наследия», но если из него убрать популистскую шумиху, то, безусловно, Российское государство существует по типу империи: с центрами, провинциями, префектурами. Империя - прекрасная форма существования государства, народы в нее входящие, живут спокойно, без локальных войн и конфликтов, пользуясь теми преимуществами, которые предоставляет общее государство (транспортная сеть, армия, беспошлинная торговля, образование и многое, многое другое).
В настоящий момент большинство «многонациональных» стран теряют наднациональную и надрелигиозную привлекательность. Мы видим это и в Испании и в Соединенном королевстве. Поэтому и поднимаются сейчас эти вопросы о допустимости публичного проявления религиозных или национальных идентичностей. И крайне важно государству в целом заботиться о значении наднациональных ценностей внутри страны. Тогда ни у кого не возникнет вопроса, почему в школе тот или иной ребенок соблюдает пост, отказываясь от мяса, или, например, носит те или иные элементы религиозной одежды».