Очень немецкое (социология)

Apr 21, 2016 11:00



В этот  день  в 1864 году в Пруссии родился знаменитый философ, историк, политический экономист, правовед, один из основоположников социологии Максимилиан Карл Эмиль Вебер (более известный как Макс Вебер), творчество которого эмоционально очень связано с молодым амбициозным германским государством.
Социологию Вебер рассматривал  не как самостоятельную дисциплину, а как выводимую из других дисциплин, но неотделимую от них понятийно-логическую основу. Корректность социологических подходов он видел в нейтральной объективности, где упор делался не на экономической обусловленности классовых отношений (как у его великого соотечественника), а на некой духовности, опиравшейся, главным образом, на религию и культуру.  Культура при этом - это не что-то отдельное, а образ жизни и поведения. Культурой у Вебера является и капитализм, рассматриваемый не как общественно-экономическая формация, а как укоренённая в ценностных представлениях и мотивах методика и практика действий. Исследованию этой темы посвящено самое известное произведение учёного «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), оправдывающее классический капитализм сочетанием неутомимого трудолюбия и деловой активности с аскетизмом протестантской религии. Влияние религиозного начала со временем убывает, но рациональные формы поведения, пусть даже в виде механических окаменелостей «пустой скорлупы», остаются и за пределами религиозности.В социологии как таковой (предмет, метод и т.п.), согласно Веберу, исходить нужно из того, что поведение человека осознаннои его изучение должно проходить не через внешнее описание и не через интуитивное «вчувствование», а через рациональное «понимание» побуждающих смыслов. «Понимание» есть метод выделения и объяснения смысла «социального действия» индивида как активного творца социальной реальности. Именно «социальное действие» является  предметом социологии. Общество же, в свою очередь, должно изучаться через изучение индивидов, ища их поступкам рациональное объяснение. В этом основной принцип  «понимающей социологии» Вебера.

Однако социальное действие, движущей силой которого, согласно такому подходу, является индивид, в силу именно этого,  как правило, не является полностью рациональным, а содержит в себе иррациональность его (индивида) психологических особенностей. Поэтому для изучения конкретных исторических событий, моделей и взаимосвязей Вебером было введено и применялось понятие «идеального типа»,  методологического инструмента для выделения основных характеристик социальной ситуации. Вебер выделяет 4 идеальных типа социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. А в  зависимости от методов интерпретации социального действия выделяется несколько типов понимания: прямое наблюдение, объяснительное понимание, причинное объяснение.
Вебер был изрядно политизированным буржуазным либералом с националистическим уклоном, занимавшим активную позицию в вопросах внешней политики, войны и государственного строительства. Его не интересовали отдельные группы (слои, классы), его интересовало сильное национальное государство, объединяющий принцип которого, будучи  выше частных интересов,  тем не менее, не противоречил принципу индивидуальной свободы. Групповые же интересы только ослабляют национальное государство, и именно они, а не государство, угрожают свободе личности.

Интересен тот факт, что Вебер был болен психическим заболеванием, развившимся у него после смерти отца. Отношения между матерью и отцом изобиловали  конфликтами, а Максимилиан, сильно привязанный к матери, всегда занимал её сторону. Один из конфликтов закончился тем, что отец, уйдя из дому, скончался от желудочного кровоизлияния. Проходя лечение у психиатров, учёный вёл дневники протекания своей болезни, но каким именно заболеванием он страдал, осталось неизвестным, так как дневники были уничтожены вместе с другими записями женой Вебера после его смерти. Умер в 1920 году.

день в истории, социология

Previous post Next post
Up