В России всегда сострадали нищим и обездоленным, страждущим, особенно детям, как наиболее уязвимым и беззащитным, никогда не отказывали в призрении. Посмотрим как складывается ситуация сейчас. На примере отношения к тем самым сиротам.
Жизнь столкнула меня с интересными людьми, занимающимися благотворительной помощью детям и воспитывающими приёмных детей. То, что они рассказывали, вызывало недоверие, слишком мрачно. Поэтому я решила разобраться.
Сироты, т.е. дети, оставшиеся без попечения родителей, были всегда. И проблему их выживания общество обычно возлагала на институт семьи. Позже опёкой занималась церковь и потом присоединились общественные организации.
Государство занимало в основном регулирующие позиции. Но ситуация изменилась. В данный момент все функции по опеке и контролю за сиротами лежат на государстве. И система не справляется.
Последствия политики прерогативы государства над семьёй мы можем наблюдать сейчас. Институт семьи разваливается. Жертвами становятся слабейшие, т.е. дети, старики и инвалиды.
Наблюдаемый в настоящий момент рост социального сиротства и беспризорности в России является следствием кризиса «перестройки», разрушения советской системы воспитания и социальной защиты детства Провоцирует и усугубляет рост этого явления широкая распространенность в стране алкоголизма и наркомании. По данным всероссийского социологического исследования (2003 г.), 92 % граждан признают актуальность проблемы сиротства, но, вместе с тем, дистанцируются от активной позиции в ее решении.
Т.е. мы все признаём что проблема есть, но делать что-то с этим, как всегда должен кто-то… Какая-то инстанция, какой-то государственный орган.
И он делает.
По данным официальной статистики в России каждый сотый ребенок является воспитанником детдома-интерната.
· Для 280 000 малолетних россиян домом является учреждение для сирот.
· более 150 000 детей усыновляются;
· около 400 000 попадают под опеку;
· несколько тысяч живут в приемных семьях.
В настоящее время в России по официальным данным - более 800 000 детей-сирот и бродяжничают от 2 до 5 млн. детей.
За последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства. Детей-сирот в России сейчас даже больше, чем после окончания Первой и Второй мировых войн, например.
На данный момент в России существует более 2 тысяч сиротских приютов, 1500 социальных учреждений и около 1400 специальных школ-интернатов, где воспитывают детей-сирот, а также детей без родительского попечения.
Среди, детей, оставшихся без попечения родителей выделяют так называемых «социальных сирот». Социальные сироты - это дети, чьи родители отказываются заботиться о них или же лишены родительских прав. В настоящий момент, таких сирот около девяносто процентов.
Основные причины появления социальных сирот в нашей стране:
· нездоровая морально-психологическая обстановка внутри семей;
· бедность;
· алкоголизм родителей;
· родители-правонарушители.
Темпы роста количества сирот составляют практически тридцать процентов ежегодно. Если в 2000 году было официально зарегистрировано около 100 000 новых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то спустя 2 года их уже почти 150 000.
И это при том, что рождается детей меньше миллиона в год.
Интересно отметить, что если данные по поступлению сирот под опёку существуют достаточно подробные, то найти информацию о дальнейшей судьбе очень сложно. Считается, что человек, проживший в детском доме значительную, или вообще всю жизнь с наступлением совершеннолетия вполне может жить самостоятельно. Дальнейшая его судьба государство не интересует.
Судьбы воспитанников одного из интернатов за последние 15 лет исследовали сотрудники лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского городского психолого-педагогического университета. Только у 10% выпускников сложились судьбы - они работают, состоят в браке. И даже в этой, самой благополучной группе очень мало родившихся детей и большое количество отказов от ребенка.
По не официальным данным выпускники детских домов:
· становятся бомжами - 30 %;
· преступниками - 20 %;
· кончают жизнь самоубийством - 10 %;
В российской системе воспитания сирот самая обычная и распространенная форма - большие государственные детские дома. Обычно они рассчитаны на 100-200 детей. Главное, что дает ребенку государственная система, - это социальные гарантии: жилье по выходе из детского дома, право на бесплатное второе образование и др.
Рассмотрим основные проблемы, приводящие к столь печальным результатам.
1. Государственно-организационная.
Во-первых, государственная система устроена как огромный конвейер, "перерабатывающий" жизнь ребенка. Сироту передают по цепочке - из одного учреждения в другое. До четырех лет он живет в доме ребенка, после четырех попадает в детский дом, а в семь лет его переводят в школу-интернат (тоже детский дом, но с собственной школой). Дети со страхом ждут этих «рубежей», когда они должны уйти из знакомого детского дома. И привыкают к тому, что взрослые вокруг них - это временщики, которые постоянно меняются.
1. Психологическая.
Дети живут в детдоме и здесь же учатся, даже в школе видя вокруг себя только таких же сирот. В результате ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром.
Воспитанные в государственном детдоме дети чаще всего не приучены к труду и не хотят работать. Они знают, что их накормят и оденут - государство обязано. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. В результате дети растут иждивенцами: не умеют ни готовить, ни убирать, ни зашивать свои вещи. И это не просто лень - искажается склад личности, способность принимать решения.
Твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний".
В результате, когда ребенок выходит из детдома, он совершенно не приспособлен к жизни. Он получает квартиру, но не может жить один - в детском доме в комнате с ним всегда было еще четыре-пять человек. Он никогда сам не ходил в магазин, не покупал себе еду. Он не знает, как расходовать деньги, не разбирается в людях и ничего не знает о нормальной жизни в семье. Вполне закономерно, что, вырастая, он становится жертвой криминальных структур или спивается.
2. Нравственная.
Общее падение нравственности в обществе особенно сказалось на сиротских учреждениях. Половую жизнь учащиеся начинают очень рано, что приводит к многочисленным случаям ранней беременности, абортов, росту венерических заболеваний, распространению половых извращений. Растление детей - девочек и мальчиков - во многих интернатах носит систематический характер, некоторые же руководители вообще закрывают глаза на такие случаи.
Интересно отметить, тот факт, что если девочка сохраняет беременность и рожает ребёнка, жить с ним вместе невозможно. Она обязана отдать его в дом малютки, до достижения совершеннолетия. В России существует только один детский дом для молодых мамочек с детьми в г. Санкт-Петербурге, рассчитан на несколько десятков человек.
В ряде интернатов сложилась схема управления детскими коллективами схожий с "дедовщиной" в армии, когда подчинения добиваются прямым насилием.
Ещё один важный аспект, которых необходимо рассмотреть, это система коррекционных учреждений для детей с особенностями развития. Они составляют примерно 50 % от общего числа. Это детдома для слабовидящих дети с полностью сохранным интеллектом, для детей с ДЦП, основная масса занимается детьми с задержкой развития.
На практике в возрасте 3-х лет детки проходят комиссию, которая за 15-30 минут оценивает его умственное и физическое развитие. На основании решения этой комиссии ребёнок может отправиться в коррекционное заведение с диагнозом, например, «олигофрения» или задержка психического развития.
С такими диагнозами, по окончании детского дома, дети не могут даже получить нормальное среднее образование, поэтому по достижении 18 лет они переводятся в дома престарелых. И живут там всю свою жизнь.
Благотворительные общества и волонтёры пытаются бороться с системой, утверждая, что во-первых, не всегда возможно так быстро правильно поставить диагноз, особенно в области психиатрии, во-вторых, многие детки из этих самых коррекционных интернатов, которых усыновили и с которыми занимаются, очень быстро вытягиваются и приспосабливаются к жизни, в-третьих, что существующая сейчас система поощряет нарушения прав детей и препятствует его росту и развитию.
Случаев, что бы с ребёнка сняли диагноз единицы, это требует огромных затрат нервов и времени. Даже с усыновленного ребёнка, который успешно адаптировался и успешно учить приемные родители с трудом могут снять диагноз. У тех же, кто остался на попечении государства шансов нет. По данным одного из московских фондов защиты детей за почти 20 лет их работы они добились снятия диагнозов всего 3-ем выпускникам.
Проблема в том, что статус коррекционного детского дома выгоден сотрудникам. В них на одного воспитателя меньше деток, зарплаты педагогов выше, и финансируются такие учреждения лучше, чем обычные детские дома. При этом не существует каких-либо нормативов к качеству работы, никого не смущает, что положительной динамики у детей нет в принципе, это считается нормальным. Поэтому многие детские дома стремятся и переходят в этот статус.
Согласно данным благотворительных обществ, реальная ситуация такова, что до одной трети воспитанников вспомогательных интернатов умственной отсталостью не страдают. Это дети социально-педагогически запущенные. Находясь во вспомогательных интернатах, психически здоровые дети поневоле деградируют, недополучают образование, становятся людьми "второго сорта". А сами директора учреждений в этом заинтересованы, поскольку им со здоровыми детьми работать проще.
Подведу итог.
В российском обществе преобладает практика делегирования ответственности за воспитание сирот государству.
В ситуации, когда ребенок с рождения находится в сиротском учреждении, процесс его социализации «выхолощен». Информация, не подкрепленная личным опытом, не позволяет подростку сформировать адекватные представления о жизни общества и правилах функционирования в нем, что в дальнейшем становится источником разного рода жизненных проблем.
Подростки, имевшие позитивный опыт семейной жизни, после выхода из интерната показывают более высокий уровень законопослушности и хорошие результаты адаптации. Однако у большинства этот уровень весьма низкий, что особенно заметно проявляется в трудоустройстве и организации семейной жизни.
Готовность выпускников коррекционных сиротских учреждений к самостоятельному проживанию, овладение бытовыми навыками, умение распределять бюджет эксперты оценивают как неудовлетворительные, поскольку подготовить их к этому в существующих условиях сиротского учреждения невозможно.
Постинтернатная жизнь высвечивает сформированные у большинства воспитанников интернатов стойкие иждивенческие установки. Они не задумываются о самообеспечении и трудоустройстве, предпочитая встать на учет биржи труда и получать пособие по безработице.
Важнейший вопрос - обеспечение собственным жильем, которое получает каждый нуждающийся воспитанник. По мнению экспертов, подростки не понимают ценности жилья, что это их собственность и они за нее отвечают. Около 90% выпускников сдают свои квартиры из-за стремления к легкому заработку, нежеланию работать и часто живут большими группами из-за боязни одиночества.
Основными причинами трудностей при трудоустройстве подростков, по оценке экспертов, являлись недостаточность образования, низкая мотивация к труду, сложности в организации собственного времени, а также дискриминация выпускников интернатных учреждений.
Анализ результатов интервьюирования по вопросу наличия умений и знаний по планированию и созданию семьи показал, что выпускники переносят свою инфантильность и иждивенческую позицию на межличностные, интимные, семейные взаимоотношения. Созданные семьи неустойчивы и неблагополучны. Представления о родительско-детских отношениях сформированы очень слабо, распространено одиночное материнство и вторичное сиротство.
По вопросам соблюдения социальных гарантий в отношении выпускников сиротских учреждений большинство экспертов полагают, что они соблюдаются.
В вопросе планирования собственной жизни, как отмечают эксперты, выпускники не имеют никаких планов на будущее, «плывут по течению».
Вместе с тем, представления о будущей жизни у них пессимистичны, противоречивы, ограничены ближайшим будущим. При этом подавляющее большинство не знает телефоны организаций, которые могут оказать помощь в экстремальной ситуации.
Начиная самостоятельную жизнь, ребенок покидает группу «государственных детей», и с этого момента он «свободен» от контроля взрослых, но нести ответственность за свое благополучие не всегда ему «по плечу».
Ситуация сложившая в России в области сиротства конечно ужасает. Но следует отметить, что наметилась положительная динамика в обществе в отношении к данной проблеме. Все больше людей стремятся изменить сложившуюся ситуацию. Они объединяются в фонды и благотворительные общества, направляя свои силы и энергию на то, что могут изменить.
Проанализировав сложившуюся ситуацию и историю данной проблемы в Россия можно сформулировать следующие основные методы решения:
· Работать с семьями в кризисной ситуации, поддерживая и не доводя ситуацию до крайней степени, которая вынуждает отказаться от детей.
· Поощрять работу общественных организаций, законодательно закрепив за ними права на контроль и помощь детям.
· Организовать так называемое прямое усыновление. Это означает, что беременная женщина, которая не хочет оставлять ребенка, заявляет об этом социальным службам. С ней ведется психологами какая-то работа, но если она тверда в своем решении, ей немедленно начинают подбирать пару усыновителей. То есть она еще беременна, но уже знает, к кому попадет ее ребенок.
· Пересмотреть закрытый принцип существования детских сиротских учреждений, сделать их доступными для общественного контроля и более вовлеченными в общественную жизнь, что бы воспитанники имели возможность приспосабливаться к будущей независимой жизни.
· Изменить саму систему работы коррекционных домов-интернатов, создав систему поощрения положительной динамики их воспитанников.
· Создать единую систему отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности. Государственная статистика также не дает исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего и высшего образования, трудоустраивается. Если выпускник попал в трудную жизненную ситуацию и за помощью не обратился, он легко может пополнить маргинальные слои общества.
Список использованной литературы:
1. Доклад председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В.Ш.Семенова в Академии труда и социальных отношений. 1 июля 1999 г. Общественный комитет защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов г. Москвы.
2. Статья: «Россия сиротская: каждый сотый ребенок не имеет родителей». Благотворительный фонд «Надежда по всему миру» www.
hopeww.ru.
3. Публикация: Дети сироты: постинтернатное жизнеустройство. Присяжная Н.В. Издание: Социологические исследования - 2007.- №11.- С. 54-63
http://vmo.rgub.ru//policy/publication.php 4. Беседа с иереем Андреем Пинчуком, воспитателем детского дома семейного типа.
http://www.pravoslavie.ru/guest/ 5. Российский опыт по обеспечению социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве.
www.usynovite.ru 6. Статистика. Социальное положение и уровень жизни населения России - 2008г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
7. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей.
http://www.usynovite.ru 8. По данным благотворительного фонда «Здесь и сейчас»
9. Исследование «Социальное сиротство», благотворительный фонд «Новая жизнь», 2008 г.