Институт сиротства в России

Oct 13, 2009 18:25



В России всегда сострадали нищим и обездоленным, страждущим, особенно детям, как наиболее уязвимым и беззащитным, никогда не отказывали в призрении. Посмотрим как складывается ситуация сейчас. На примере отношения к тем самым сиротам.



Жизнь столкнула меня с интересными людьми, занимающимися благотворительной помощью детям и воспитывающими приёмных детей. То, что они рассказывали, вызывало недоверие, слишком мрачно. Поэтому я решила разобраться.

Сироты, т.е. дети, оставшиеся без попечения родителей, были всегда. И проблему их выживания общество обычно возлагала на институт семьи. Позже опёкой занималась церковь и потом присоединились общественные организации.

Государство занимало в основном регулирующие позиции. Но ситуация изменилась. В данный момент все функции по опеке и контролю за сиротами лежат на государстве. И система не справляется.

Последствия политики прерогативы государства над семьёй мы можем наблюдать сейчас. Институт семьи разваливается. Жертвами становятся слабейшие, т.е. дети, старики и инвалиды.

Наблюдаемый в настоящий момент рост социального сиротства и беспризорности в России является следствием кризиса «перестройки», разрушения советской системы воспитания и социальной защиты детства Провоцирует и усугубляет рост этого явления широкая распространенность в стране алкоголизма и наркомании. По данным всероссийского социологического исследования (2003 г.), 92 % граждан признают актуальность проблемы сиротства, но, вместе с тем, дистанцируются от активной позиции в ее решении.

Т.е. мы все признаём что проблема есть, но делать что-то с этим, как всегда должен кто-то… Какая-то инстанция, какой-то государственный орган.

И он делает.

По данным официальной статистики в России каждый сотый ребенок является воспитанником детдома-интерната.

· Для 280 000 малолетних россиян домом является учреждение для сирот.

· более 150 000 детей усыновляются;

· около 400 000 попадают под опеку;

· несколько тысяч живут в приемных семьях.

В настоящее время в России по официальным данным - более 800 000 детей-сирот и бродяжничают от 2 до 5 млн. детей.

За последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства. Детей-сирот в России сейчас даже больше, чем после окончания Первой и Второй мировых войн, например.

На данный момент в России существует более 2 тысяч сиротских приютов, 1500 социальных учреждений и около 1400 специальных школ-интернатов, где воспитывают детей-сирот, а также детей без родительского попечения.

Среди, детей, оставшихся без попечения родителей выделяют так называемых «социальных сирот». Социальные сироты - это дети, чьи родители отказываются заботиться о них или же лишены родительских прав. В настоящий момент, таких сирот около девяносто процентов.

Основные причины появления социальных сирот в нашей стране:

· нездоровая морально-психологическая обстановка внутри семей;

· бедность;

· алкоголизм родителей;

· родители-правонарушители.

Темпы роста количества сирот составляют практически тридцать процентов ежегодно. Если в 2000 году было официально зарегистрировано около 100 000 новых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то спустя 2 года их уже почти 150 000.

И это при том, что рождается детей меньше миллиона в год.

Интересно отметить, что если данные по поступлению сирот под опёку существуют достаточно подробные, то найти информацию о дальнейшей судьбе очень сложно. Считается, что человек, проживший в детском доме значительную, или вообще всю жизнь с наступлением совершеннолетия вполне может жить самостоятельно. Дальнейшая его судьба государство не интересует.

Судьбы воспитанников одного из интернатов за последние 15 лет исследовали сотрудники лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского городского психолого-педагогического университета. Только у 10% выпускников сложились судьбы - они работают, состоят в браке. И даже в этой, самой благополучной группе очень мало родившихся детей и большое количество отказов от ребенка.

По не официальным данным выпускники детских домов:

· становятся бомжами - 30 %;

· преступниками - 20 %;

· кончают жизнь самоубийством - 10 %;

В российской системе воспитания сирот самая обычная и распространенная форма - большие государственные детские дома. Обычно они рассчитаны на 100-200 детей. Главное, что дает ребенку государственная система, - это социальные гарантии: жилье по выходе из детского дома, право на бесплатное второе образование и др.

Рассмотрим основные проблемы, приводящие к столь печальным результатам.

1. Государственно-организационная.

Во-первых, государственная система устроена как огромный конвейер, "перерабатывающий" жизнь ребенка. Сироту передают по цепочке - из одного учреждения в другое. До четырех лет он живет в доме ребенка, после четырех попадает в детский дом, а в семь лет его переводят в школу-интернат (тоже детский дом, но с собственной школой). Дети со страхом ждут этих «рубежей», когда они должны уйти из знакомого детского дома. И привыкают к тому, что взрослые вокруг них - это временщики, которые постоянно меняются.

1. Психологическая.

Дети живут в детдоме и здесь же учатся, даже в школе видя вокруг себя только таких же сирот. В результате ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром.

Воспитанные в государственном детдоме дети чаще всего не приучены к труду и не хотят работать. Они знают, что их накормят и оденут - государство обязано. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. В результате дети растут иждивенцами: не умеют ни готовить, ни убирать, ни зашивать свои вещи. И это не просто лень - искажается склад личности, способность принимать решения.

Твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний".

В результате, когда ребенок выходит из детдома, он совершенно не приспособлен к жизни. Он получает квартиру, но не может жить один - в детском доме в комнате с ним всегда было еще четыре-пять человек. Он никогда сам не ходил в магазин, не покупал себе еду. Он не знает, как расходовать деньги, не разбирается в людях и ничего не знает о нормальной жизни в семье. Вполне закономерно, что, вырастая, он становится жертвой криминальных структур или спивается.

2. Нравственная.

Общее падение нравственности в обществе особенно сказалось на сиротских учреждениях. Половую жизнь учащиеся начинают очень рано, что приводит к многочисленным случаям ранней беременности, абортов, росту венерических заболеваний, распространению половых извращений. Растление детей - девочек и мальчиков - во многих интернатах носит систематический характер, некоторые же руководители вообще закрывают глаза на такие случаи.

Интересно отметить, тот факт, что если девочка сохраняет беременность и рожает ребёнка, жить с ним вместе невозможно. Она обязана отдать его в дом малютки, до достижения совершеннолетия. В России существует только один детский дом для молодых мамочек с детьми в г. Санкт-Петербурге, рассчитан на несколько десятков человек.

В ряде интернатов сложилась схема управления детскими коллективами схожий с "дедовщиной" в армии, когда подчинения добиваются прямым насилием.

Ещё один важный аспект, которых необходимо рассмотреть, это система коррекционных учреждений для детей с особенностями развития. Они составляют примерно 50 % от общего числа. Это детдома для слабовидящих дети с полностью сохранным интеллектом, для детей с ДЦП, основная масса занимается детьми с задержкой развития.

На практике в возрасте 3-х лет детки проходят комиссию, которая за 15-30 минут оценивает его умственное и физическое развитие. На основании решения этой комиссии ребёнок может отправиться в коррекционное заведение с диагнозом, например, «олигофрения» или задержка психического развития.

С такими диагнозами, по окончании детского дома, дети не могут даже получить нормальное среднее образование, поэтому по достижении 18 лет они переводятся в дома престарелых. И живут там всю свою жизнь.

Благотворительные общества и волонтёры пытаются бороться с системой, утверждая, что во-первых, не всегда возможно так быстро правильно поставить диагноз, особенно в области психиатрии, во-вторых, многие детки из этих самых коррекционных интернатов, которых усыновили и с которыми занимаются, очень быстро вытягиваются и приспосабливаются к жизни, в-третьих, что существующая сейчас система поощряет нарушения прав детей и препятствует его росту и развитию.

Случаев, что бы с ребёнка сняли диагноз единицы, это требует огромных затрат нервов и времени. Даже с усыновленного ребёнка, который успешно адаптировался и успешно учить приемные родители с трудом могут снять диагноз. У тех же, кто остался на попечении государства шансов нет. По данным одного из московских фондов защиты детей за почти 20 лет их работы они добились снятия диагнозов всего 3-ем выпускникам.

Проблема в том, что статус коррекционного детского дома выгоден сотрудникам. В них на одного воспитателя меньше деток, зарплаты педагогов выше, и финансируются такие учреждения лучше, чем обычные детские дома. При этом не существует каких-либо нормативов к качеству работы, никого не смущает, что положительной динамики у детей нет в принципе, это считается нормальным. Поэтому многие детские дома стремятся и переходят в этот статус.

Согласно данным благотворительных обществ, реальная ситуация такова, что до одной трети воспитанников вспомогательных интернатов умственной отсталостью не страдают. Это дети социально-педагогически запущенные. Находясь во вспомогательных интернатах, психически здоровые дети поневоле деградируют, недополучают образование, становятся людьми "второго сорта". А сами директора учреждений в этом заинтересованы, поскольку им со здоровыми детьми работать проще.

Подведу итог.
В российском обществе преобладает практика делегирования ответственности за воспитание сирот государству.

В ситуации, когда ребенок с рождения находится в сиротском учреждении, процесс его социализации «выхолощен». Информация, не подкрепленная личным опытом, не позволяет подростку сформировать адекватные представления о жизни общества и правилах функционирования в нем, что в дальнейшем становится источником разного рода жизненных проблем.

Подростки, имевшие позитивный опыт семейной жизни, после выхода из интерната показывают более высокий уровень законопослушности и хорошие результаты адаптации. Однако у большинства этот уровень весьма низкий, что особенно заметно проявляется в трудоустройстве и организации семейной жизни.

Готовность выпускников коррекционных сиротских учреждений к самостоятельному проживанию, овладение бытовыми навыками, умение распределять бюджет эксперты оценивают как неудовлетворительные, поскольку подготовить их к этому в существующих условиях сиротского учреждения невозможно.

Постинтернатная жизнь высвечивает сформированные у большинства воспитанников интернатов стойкие иждивенческие установки. Они не задумываются о самообеспечении и трудоустройстве, предпочитая встать на учет биржи труда и получать пособие по безработице.

Важнейший вопрос - обеспечение собственным жильем, которое получает каждый нуждающийся воспитанник. По мнению экспертов, подростки не понимают ценности жилья, что это их собственность и они за нее отвечают. Около 90% выпускников сдают свои квартиры из-за стремления к легкому заработку, нежеланию работать и часто живут большими группами из-за боязни одиночества.

Основными причинами трудностей при трудоустройстве подростков, по оценке экспертов, являлись недостаточность образования, низкая мотивация к труду, сложности в организации собственного времени, а также дискриминация выпускников интернатных учреждений.

Анализ результатов интервьюирования по вопросу наличия умений и знаний по планированию и созданию семьи показал, что выпускники переносят свою инфантильность и иждивенческую позицию на межличностные, интимные, семейные взаимоотношения. Созданные семьи неустойчивы и неблагополучны. Представления о родительско-детских отношениях сформированы очень слабо, распространено одиночное материнство и вторичное сиротство.

По вопросам соблюдения социальных гарантий в отношении выпускников сиротских учреждений большинство экспертов полагают, что они соблюдаются.

В вопросе планирования собственной жизни, как отмечают эксперты, выпускники не имеют никаких планов на будущее, «плывут по течению».

Вместе с тем, представления о будущей жизни у них пессимистичны, противоречивы, ограничены ближайшим будущим. При этом подавляющее большинство не знает телефоны организаций, которые могут оказать помощь в экстремальной ситуации.

Начиная самостоятельную жизнь, ребенок покидает группу «государственных детей», и с этого момента он «свободен» от контроля взрослых, но нести ответственность за свое благополучие не всегда ему «по плечу».

Ситуация сложившая в России в области сиротства конечно ужасает. Но следует отметить, что наметилась положительная динамика в обществе в отношении к данной проблеме. Все больше людей стремятся изменить сложившуюся ситуацию. Они объединяются в фонды и благотворительные общества, направляя свои силы и энергию на то, что могут изменить.

Проанализировав сложившуюся ситуацию и историю данной проблемы в Россия можно сформулировать следующие основные методы решения:

· Работать с семьями в кризисной ситуации, поддерживая и не доводя ситуацию до крайней степени, которая вынуждает отказаться от детей.

· Поощрять работу общественных организаций, законодательно закрепив за ними права на контроль и помощь детям.

· Организовать так называемое прямое усыновление. Это означает, что беременная женщина, которая не хочет оставлять ребенка, заявляет об этом социальным службам. С ней ведется психологами какая-то работа, но если она тверда в своем решении, ей немедленно начинают подбирать пару усыновителей. То есть она еще беременна, но уже знает, к кому попадет ее ребенок.

· Пересмотреть закрытый принцип существования детских сиротских учреждений, сделать их доступными для общественного контроля и более вовлеченными в общественную жизнь, что бы воспитанники имели возможность приспосабливаться к будущей независимой жизни.

· Изменить саму систему работы коррекционных домов-интернатов, создав систему поощрения положительной динамики их воспитанников.

· Создать единую систему отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности. Государственная статистика также не дает исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего и высшего образования, трудоустраивается. Если выпускник попал в трудную жизненную ситуацию и за помощью не обратился, он легко может пополнить маргинальные слои общества.

Список использованной литературы:

1. Доклад председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В.Ш.Семенова в Академии труда и социальных отношений. 1 июля 1999 г. Общественный комитет защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов г. Москвы.

2. Статья: «Россия сиротская: каждый сотый ребенок не имеет родителей». Благотворительный фонд «Надежда по всему миру» www.hopeww.ru.

3. Публикация: Дети сироты: постинтернатное жизнеустройство. Присяжная Н.В. Издание: Социологические исследования - 2007.- №11.- С. 54-63 http://vmo.rgub.ru//policy/publication.php

4. Беседа с иереем Андреем Пинчуком, воспитателем детского дома семейного типа. http://www.pravoslavie.ru/guest/

5. Российский опыт по обеспечению социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве. www.usynovite.ru

6. Статистика. Социальное положение и уровень жизни населения России - 2008г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

7. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей. http://www.usynovite.ru

8. По данным благотворительного фонда «Здесь и сейчас»

9. Исследование «Социальное сиротство», благотворительный фонд «Новая жизнь», 2008 г.

современное общество, сиротство в России, сироты

Previous post Next post
Up