Прелестные войлочные создания от Ирины Андреевой

Mar 08, 2011 14:29

«Здравствуйте, я ваша моль…»


- У меня нет для вас тапочек… Наденьте носки. Вот. Они шерстяные и очень теплые… Ничего? - Ирина протягивает мне толстые носки, по плотности близкие к валенкам. У нее в доме почти все шерстяное: коровы на стене в коридоре, окно из валяного войлока на стене в комнате - фантастический ковер («Недоделанный. Видите, не очень плотный»). Силуэты коров - молочные узоры. Но главное - она делает из войлока кукол.

Ногам жарко. Носки, и правда, как валенки. А в руках я кручу клок необработанной шерсти. И руки пахнут коровником. Или овчарней?

- Вообще-то валяют с мылом, намыливают шерсть, - объясняет Ирина. - Но тогда с шерсти смываются вот эти самые жиры, а они помогают волосу сцепляться. Мне подходит шерсть, которую состригают осенью. Мы аж в Чувашию за ней ездим. Осенняя - потому что волос жестче и лучше держит форму.

На диване лежит кошка. Очень вписывается в интерьер. Немного странно даже, что она настоящая.

- Делать просто эмоцию мало, нужно, чтобы была история, - рассказывает Ирина. - Даже очень красивая кукла, если она застыла в одном моменте, навевает скуку. Кроме того, войлок сам по себе материал своенравный. Фигура получается не до конца проясненная, с шершавинкой.

А начала Ирина с сотворения Адама. И Евы. Выглядели они архаично, примитивно, как будто эскизами для этих работ служили первые наскальные изображения мужчины и женщины. Но дальше пошли неожиданные персонажи.

- Вот это - моль, - показывает мне Ирина женскую фигуру с крыльями на спине, спеленатым в сверток младенцем на руках и дочкой, которая одной рукой держится за хлястик маминого пальто, а другой мусолит во рту шарфик. Вид у моли драматический.



- Их же гоняют постоянно. Никто их не любит, - объясняет Ирина. - Они жили на валенке. И вот в очередной раз… Беженцы, в общем. Муж мой, тоже художник, когда глянул на эту работу, сказал: «Что это ты такую мрачную историю сваляла?» А питерцы как-то смотрели-смотрели - и заплакали: «Да это же про нас! Эта же моль - из блокадного Ленинграда!»

«Это про нас» - ключевая эмоция, которую вызывают работы Ирины. Колготки, рукавички на резиночке, котята у миски с молоком и полуспортивная шапка, похожая на буденовку, - все это из нашего советского детства, все это про нас.

А с молью у Андреевой сложные отношения. Ирина очень любит шерсть. Моль тоже. Особенно ту, с которой работает художница, - нестиранную, необработанную, прямо с овечки. Коллеги удивляются: «Как ты не боишься столько шерсти в доме держать?» Но главное - работы, моль может их попортить.

- Именно потому и стала делать работы с молью… Чтобы взглянуть на нее другими глазами. И знаете, как только сваляла моль, она куда-то пропала.

Еще одна работа Ирины из этой серии называется «Моль. Домой»: в трех шубах, в валенках, с шерстяными ковриками под мышками моль собирается домой. Кстати, именно эта работа получила приз «Лучшая кукла-персонаж» на выставке в столичном ЦДХ в 2006 году.


- Однажды я валяла пианино, - рассказывает Ирина, - почти с настоящее величиной. Войлочное. С клавишами и подставкой для нот. На войлочном стуле, поджав под себя ножки, сидела войлочная девочка… Это же так хочется потрогать, вспомнить. Как мы прибегали с мороза и, едва раздевшись, кидались что-то играть, а пальчики еще непослушные, замерзшие.

У самой Ирины, хрупкой миниатюрной женщины, пальцы очень сильные. Валяние - тяжелый физический труд, раньше валяльщиками вообще были только мужчины. Валенки валял еще Ирин дед.

- Я думала: вот закончу пианино - и умру… - вспоминает художница. - Муж критиковал: «Пианино и войлок - это разные темы. Ты не понимаешь, они несовместимы. Это не будет иметь успеха. Никто не поймет». Я рыдала. И валяла свое пианино. Закончила в шесть утра. А в семь уже нужно было везти работу на выставку. Пианино купили в тот же день. И мне так жалко его было… Не успела наиграться. Так хочется иной раз еще потрогать свои работы, увидеться с ними. Сначала просто больно было с ними расставаться. А потом мне один знакомый сказал: «А чего ты хотела? Они начинают свою жизнь у других». Я подумала: «И правда. У меня будут пылиться среди работ, а там их кто-то будет любить, пылинки сдувать».


Еще бы! Представьте себе, к примеру, беременную кошку. На сносях, с огромным пузом. А рядом - снимок УЗИ с котятами.

- Ну… это на самом деле мое УЗИ, - смущается Ирина. - Когда я была беременная… ну, вы знаете… врачи отдают снимок. А муж в фотошопе пририсовал котят.

Внутри беременной кошки действительно есть котята - войлочные. Ровно столько, сколько видно на УЗИ. Их можно достать. Правда, в доме художницы мурка больше не живет, ее купили. Хотя сначала Ирина ни в какую не хотела эту работу продавать, максимум, на что соглашалась, - продавать котят.



- Ну что ж, сделаю еще одну. Такую же… - говорит она.

Ирина Андреева по профессии художник. Постоянный участник и победитель Международного фестиваля авторской текстильной куклы «Ребро Евы» в номинациях «Текстильные истории» и «Черное и белое». Дипломированный участник ежегодной московской Международной выставки художественных кукол, победитель в номинациях «Взлет», «Самая трогательная работа», «Лучшая кукла-персонаж». Победитель Выставки авторских медведей российских художников. Ее работы участвуют в сменных экспозициях в кукольной галерее «Вахтановъ» (Москва), кроме того, их можно встретить в частных коллекциях в России, Великобритании, США.

отсюда http://www.rusrep.ru/article/2011/02/22/dolls/

ЖЖ автора http://teplenkaya.livejournal.com/







авторская игрушка, войлок, куклы, домашний уют, игрушки, рукоделие

Previous post Next post
Up