Десять тысяч стежков
У Натальи Вельчинской из каждого угла квартиры, с каждой полки выглядывают куклы. Разных стилей, всех размеров и форм. Но последняя коллекция в смысле форм - настоящий бальзам для души женщины, которая перестала влезать в подростковые джинсы. Пышное бедро, полные плечи обтянуты пестрым ситцем - тряпичная красавица явно не переживает, что яркая ткань ее полнит… «Девицы» Вельчинской невероятно крупны, но грациозны.
- Я бы сказала, это не совсем куклы, - говорит Наталья, - скорее, текстильные скульптуры. Причем они не лишены функциональности. Вот, видите, эта сидит на ящичке, в который вполне можно складывать всякую мелочь.
Я не перестаю удивляться красоте толстушек и пристаю к Наталье с расспросами: почему ей близок именно такой, непопулярный нынче идеал женской красоты?
- Это зрелые женщины, - терпеливо объясняет Наталья. - Да, они полные. Но они не сидят на диете. И при этом прекрасны и гармоничны. Это, если хотите, моя позиция. Я выступаю против навязывания модной индустрией идеала истощенной анорексией фигуры. Женщина должна быть красива своей полнотой.
- Говорят, творец всегда похож на свои создания. У вас были какие-то проблемы с фигурой? - задаю я провокационный вопрос, стараясь сохранять самый невинный вид.
- Да нет… не особенно… - Мастерица задумывается. - Но был один случай. В прошлом году на конкурсе «Ребро Евы» мои красавицы победили в номинации «Автопортрет». Я даже немного расстроилась…Неужели я такая? Неужели меня такой видят? Вроде бы совсем не пышная.
- Да нет, что вы, что вы! - спешу я успокоить художницу. - Вы очень даже стройная.
- Кстати, мужчины очень любят моих тряпичных кукол, так и норовят погладить по спине, подержать за коленку. На выставке организаторы замучились отгонять их от экспонатов. А я думаю: это же кукла тряпичная, мягкая, она вызывает такие эмоции, ее хочется потрогать, и не нужно это запрещать.
У кукол Натальи Вельчинской нет лиц. То есть лица не прорисованы. Нет глаз, нет вздернутого носа. Но поза говорит все, пластика рассказывает о настроении. Автор объясняет: это не случайно, зритель должен сам додумать, прочувствовать. А если нарисовать глаза, они застынут в своем единственном кукольно-отрешенном выражении.
- Мелкие детали отвлекают, - считает Наталья. - Кроме того, текстильная кукла ведет свой род от оберегов, а там лицо делать нельзя, чтобы не было никакого сходства, даже случайного, с живым человеком.
Есть, правда, такие кукольники, которые не то что лицо - даже сердце вкладывают в куколку. Красненькое, шелковое. Я же считаю, что куклу очеловечивать нельзя.
И все же «телесность» этих кукол кажется настолько реальной, что рука сама тянется ущипнуть красотку за попку. Придумывая для кукол позы, Наталья становится перед зеркалом и выполняет гимнастические па: в юности она всерьез занималась спортом и способна изогнуться как угодно.
А потом… десять тысяч стежков. Вручную. Для каждой куклы. И это притом что куклы Вельчинской обходятся безо всяких нарядов. И каждый раз, как настоящая спортсменка, Наталья ставит себе все более и более сложные цели - с технической точки зрения. Как будто каждая кукла - новый рекорд.
- Иначе становится неинтересно, можно впасть в самоповторение, - объясняет автор. - Должна быть техническая или цветовая сложность, чтобы преодолеть, решить задачу.
Стиль Натальи эволюционировал, сменялись периоды: условно можно выделить вельветовый, атласный и ситцевый. Вельветовая Анна в старомодном длинном платье - ей уже больше 15 лет - до сих пор живет в серванте. Она опирается на миниатюрный, собственноручно выточенный кукольницей стул.
- Роняла стул не раз и разбивала не единожды, - жалуется на Анну мастерица. - Теперь вот сидит за стеклом… А эта - девица Кашарель в красном с розами - попытка помирить атлас и вельвет. Теперь ситец. Яркий, редких расцветок. Зачастую именно цвет проявляет характер и темперамент куклы. Как, например, в одной из последних работ женщина-гладиатор за счет красно-черной ткани выглядит агрессивно, несмотря на всю плавность линий.
Наталья Вельчинская - художник, мастер художественной куклы. Окончила Московский полиграфический институт. Постоянный участник выставок клуба-студии «Кукольная коллекция», выставок Московского союза художников, проектов Dollart.ru и «Арткукла». Ее работы выставлялись в Москве, Торонто, Санкт-Петербурге, Казани, Тольятти, Новосибирске, Шенкурске, Вельске, Александрове и завоевывали призы на различных конкурсах.
отсюда
http://www.rusrep.ru/article/2011/02/22/dolls/ Сайт автора
http://www.velchinskaya.ru/