Соликамск; Богоявленская церковь

Oct 29, 2013 13:12

Оригинал взят у haritonoff в Соликамск; Богоявленская церковь
- Думаешь, мы не слыхали про Соликамск? Кому
охота ехать в Соликамск по собственной воле?

Н. Соротокина "Трое из Навигацкой школы"



В нынешние просвещенные времена отчего бы и не поехать - дорога до Соликамска неплохая. Правда, часть улицы непосредственно перед приказной избой приведена в аутентичное состояние, как в старые добрые времена, но это временно и для кадра даже хорошо - лучше помогает представить, как оно было раньше. А через дорогу от "дома воеводы" расположено здание бывшей Богоявленской церкви (один из внутристенных ходов приказной палаты, кстати, по слухам переходит в подземный ход, ведущий - по крайней мере, когда-то ведший - в ее подвалы):



Раньше на этом месте стояла деревянная церковь, но она сгорела. Люди посмотрели на несгоревший каменный дом воеводы по соседству с пепелищем, поцокали языками, сделали выводы. И в 1687 году начали строительство каменного храма. В 1695 году храм был закончен и тут же загорелся, однако огонь на этот раз уничтожил лишь главы и кровлю. В течение следующего, XVIII столетия храм ремонтировался после пожаров около десяти раз. Во второй половине XVIII века на средства соликамского купца Максима Суровцева колокольня была надстроена, что вызвало просадку грунта:



Службы в церкви велись до 1933 года. В 1934 году Богоявленская церковь была передана музею, в 1938, чтобы предотвратить дальнейшее проседание паперти, тяжелая колокольня была разобрана, а к 1941 здесь планировали открыть музей религий, да помешала война. В здании храма сначала пришлось разместить склад Заготзерна, но в 1944 в церкви вновь начались службы, и вместо снесенной колокольни был построен легкий деревянный шатёр, по образцу расположенной неподалеку колокольни Преображенской церкви:



В 1962 года храм был вновь закрыт и передан музею. Одновременно с церковной службой, а позднее - с работой отдела природы шла реставрация иконостаса и настенной росписи. В 1989 году в Богоявленской церкви был устроен отдел древнерусского искусства и открыт доступ к иконостасу. Войдем же внутрь.





Беленые стены без росписи или с минимумом росписи - характерная черта северных храмов, так же они выглядят здесь и в действующих церквях. В таком храме тепло.



Пол вымощен чугунными плитами, скрывающимися под омерзительной коричневой совковой половой краской. Напротив входа - Спаситель с квадратной дырой в скуле.





Говорят, у реставраторов есть традиция - при реставрации оставлять кусочек "старой" иконы. Но почему посреди лица? Квадратик чуть выступает над поверхностью доски, словно пробкой заделали квадратную дырку. Может, в советское время сюда приделали розетку или выключатель. Но это не вина музея - музей, наоборот, приложил немало усилий по реставрации икон… а вот выкрашенный казенным коричневым исторический пол - вина!



Иконы для меня - это прежде всего произведения искусства, картины, лица… С этой точки зрения музей бывает предпочтительней действующей церкви - хорошая экспозиция часто содержит наиболее интересные, необычные образцы. С этой же точки зрения сделана подборка кадров.



Серафимо-Дивеевская богоматерь (справа), написанная на рубеже XIX-XXвеков - почти импрессионизм:





В иконе справа чувствуется немалое влияние школы итальянской живописи:



Фрагмент росписи купола:



Эта икона вырезана из камня:





Знаменитые "пермские боги":



Тот самый восстановленный иконостас:



Царские врата:



Маленькие дорожные иконки. Мне думается, пятнышки белой эмали по замыслу автора имитируют солнечные блики:



Это тоже дорожная икона-складень, только большая:



Этот образ Николая Чудотворца был послан жителям города Иваном Грозным в 1552 году в ответ на челобитную с просьбой прислать войска для защиты от набегов Сибирского ханства и ногайцев (царь в этот момент Казань брал, ему реально не до Соликамска было). Так или иначе, этот образ был соликамцами особо почитаем и считался чудотворным.



Остальное потом.
Previous post Next post
Up