Оригинал взят у
haritonoff в
Соликамск; Богоявленская церковь- Думаешь, мы не слыхали про Соликамск? Кому
охота ехать в Соликамск по собственной воле?
Н. Соротокина "Трое из Навигацкой школы"
В нынешние просвещенные времена отчего бы и не поехать - дорога до Соликамска неплохая. Правда, часть улицы непосредственно перед
приказной избой приведена в аутентичное состояние, как в старые добрые времена, но это временно и для кадра даже хорошо - лучше помогает представить, как оно было раньше. А через дорогу от "дома воеводы" расположено здание бывшей Богоявленской церкви (один из внутристенных ходов приказной палаты, кстати, по слухам переходит в подземный ход, ведущий - по крайней мере, когда-то ведший - в ее подвалы):
Раньше на этом месте стояла деревянная церковь, но она сгорела. Люди посмотрели на несгоревший каменный дом воеводы по соседству с пепелищем, поцокали языками, сделали выводы. И в 1687 году начали строительство каменного храма. В 1695 году храм был закончен и тут же загорелся, однако огонь на этот раз уничтожил лишь главы и кровлю. В течение следующего, XVIII столетия храм ремонтировался после пожаров около десяти раз. Во второй половине XVIII века на средства соликамского купца Максима Суровцева колокольня была надстроена, что вызвало просадку грунта:
Службы в церкви велись до 1933 года. В 1934 году Богоявленская церковь была передана музею, в 1938, чтобы предотвратить дальнейшее проседание паперти, тяжелая колокольня была разобрана, а к 1941 здесь планировали открыть музей религий, да помешала война. В здании храма сначала пришлось разместить склад Заготзерна, но в 1944 в церкви вновь начались службы, и вместо снесенной колокольни был построен легкий деревянный шатёр, по образцу расположенной неподалеку колокольни Преображенской церкви:
В 1962 года храм был вновь закрыт и передан музею. Одновременно с церковной службой, а позднее - с работой отдела природы шла реставрация иконостаса и настенной росписи. В 1989 году в Богоявленской церкви был устроен отдел древнерусского искусства и открыт доступ к иконостасу. Войдем же внутрь.
Беленые стены без росписи или с минимумом росписи - характерная черта северных храмов, так же они выглядят здесь и в действующих церквях. В таком храме тепло.
Пол вымощен чугунными плитами, скрывающимися под омерзительной коричневой совковой половой краской. Напротив входа - Спаситель с квадратной дырой в скуле.
Говорят, у реставраторов есть традиция - при реставрации оставлять кусочек "старой" иконы. Но почему посреди лица? Квадратик чуть выступает над поверхностью доски, словно пробкой заделали квадратную дырку. Может, в советское время сюда приделали розетку или выключатель. Но это не вина музея - музей, наоборот, приложил немало усилий по реставрации икон… а вот выкрашенный казенным коричневым исторический пол - вина!
Иконы для меня - это прежде всего произведения искусства, картины, лица… С этой точки зрения музей бывает предпочтительней действующей церкви - хорошая экспозиция часто содержит наиболее интересные, необычные образцы. С этой же точки зрения сделана подборка кадров.
Серафимо-Дивеевская богоматерь (справа), написанная на рубеже XIX-XXвеков - почти импрессионизм:
В иконе справа чувствуется немалое влияние школы итальянской живописи:
Фрагмент росписи купола:
Эта икона вырезана из камня:
Знаменитые
"пермские боги":
Тот самый восстановленный иконостас:
Царские врата:
Маленькие дорожные иконки. Мне думается, пятнышки белой эмали по замыслу автора имитируют солнечные блики:
Это тоже дорожная икона-складень, только большая:
Этот образ Николая Чудотворца был послан жителям города Иваном Грозным в 1552 году в ответ на челобитную с просьбой прислать войска для защиты от набегов Сибирского ханства и ногайцев (царь в этот момент Казань брал, ему реально не до Соликамска было). Так или иначе, этот образ был соликамцами особо почитаем и считался чудотворным.
Остальное потом.