Михаил Завьялов: «Мой класс - это территория Российской Федерации!»

Apr 13, 2014 13:01

Профессор школы танца Национальной консерватории Лиссабона Михаил Завьялов подготовил к «Арабеску-2014» трех своих учеников - семнадцатилетнего Митсуру Ито, восемнадцатилетнего Шигеюки Кондо и шестнадцатилетнего Мигеля Пинейро. Все прошли на второй тур, а Мигель Пинейро - на третий.
Это первый «Арабеск» и для молодых представителей Португалии, и для «профессора Миши», как многие за пределами России называют Завьялова - выпускника Пермского хореографического училища и Московской академии хореографии, экс-солиста театров Перми и Ленинграда, балетных компаний Бонна и Антверпена, антреприз Испании, Италии, Нидерландов.
Предлагаем вниманию читателей официального блога конкурса фрагменты монолога Михаила Завьялова из его беседы с Айсылу Кадыровой.

Всё началось в Перми
Мне всегда нравился балет, но правильное к нему отношение выработалось, я считаю, в двух последних классах Пермского училища, когда я учился у Владимира Толстухина. Замечательный педагог! Сейчас он художественный руководитель Пермского хореографического колледжа, член жюри «Арабеска-2014». Я - из первого выпускного класса, который он подготовил.
В эпоху «до Толстухина» я мог запросто пропустить урок. Или опоздать. Подраться мог. Когда в моей жизни появился Владимир Николаевич, я понял, что такое дисциплина и как она важна в балете. Всего два занятия пропустил у Толстухина по классике: первый раз - когда разбил бровь на репетиции, второй - тоже из-за какой-то травмы.
Когда я окончил училище, меня Николай Николаевич Боярчиков приглашал в Ленинград, в Малый театр оперы и балета. А у меня любовь тогда была, я не мог уехать из Перми. Тем более что Боярчиков мне сказал: «Извини, девочку твою не смогу взять».
Через четыре года Николай Николаевич приехал в Пермь восстанавливать «Ромео и Джульетту». Снова заговорил со мной о совместной работе в Ленинграде. Сложилось так, что я уехал. Танцевал в Малом театре, потом пригласили в Кировский (ныне Мариинский).
Уверен: если бы Боярчиков не пригласил меня тогда, я бы никогда из Перми не уехал. Остался бы в родном городе навсегда. Мне было здесь комфортно, понятно. Это был абсолютно мой мир. Мирок. Но, к счастью, всё сложилось, как сложилось. Не сразу, но меня принял Ленинград. Стал родным. Свой дом в Ленинграде, который уже к тому времени переименовали в Санкт-Петербург, появился. Он и сейчас есть, этот дом. А еще есть дом в Португалии. И чувствую себя дома я теперь в Лиссабоне.

Португальцы напоминают русских
Португальцы мне напоминают русских. Но не сегодняшних, а тех, что жили в Советском Союзе. Они такие же наивные. Добрые. Медлительные. Неагрессивные. Бескорыстные. Человечные.
Способных к занятиям классическим балетом детей среди португальцев мало. В смысле - с грандиозными для балета данными. Но встречаются - всегда неожиданно - просто потрясающие ребята. Очень способные! Вот мальчик у меня один получил контракт на работу в Королевский балет Великобритании. Причем, пригласили его в декабре: когда он еще не окончил школу. Это Марселино Самбе. Невероятно талантливый! Другой не менее талантливый мой ученик - Франциско Себастьяно, работает сейчас в Сан-Франциско.
Моя педагогическая карьера началась в Португалии с показательного эпизода. На мой первый урок мальчики пришли с опозданием на 15 минут. Добросердечно и весело объясняли: «Это же Португалия, профессор! Солнце, море, девочки!» Я им на это сказал: «Ребята, запомните: заходя в мой класс, вы оказываетесь на территории Российской Федерации!»

Конкурсы закаляют характер
За восемь лет, что я преподаю, мои ученики 32 раза становились лауреатами конкурсов, среди которых такие авторитетные состязания, как конкурсы в Джексоне, Лозанне, Варне.
Поделюсь с вами личным мнением: я убежден, что конкурс артистов балета нельзя проводить без возрастных категорий. Не может соревноваться на равных пятнадцатилетний с двадцатилетним. Это несправедливо! Каждый возраст определяется своей «физикой» тела, своим потенциалом. Так же возраст диктует и конкурсный репертуар. Может быть, я неправ, но, увидев на днях на «Арабеске», как четырнадцатилетняя девочка танцует Кармен, решил, что это неправильно - танцевать Кармен подростком.
Но по большому счету конкурсы полезны. Закаляют характер. Не в последнюю очередь потому, что они непредсказуемы. О, какая была история на последнем Московском конкурсе с моим учеником Франциско Себастьяно! Он приехал в столицу России, будучи обладателем Гран-при конкурса в Сполето и золотых медалей других международных состязаний. Станцевал на первом туре очень хорошо (я всегда делаю видеозапись выступления своих учеников). Помню, меня даже поздравил мой учитель Борис Борисович Акимов.
Вдруг через какое-то время ко мне подходят знакомые и говорят трагичным тоном: «Миша, ты только не волнуйся!» Я сразу подумал, что Францишек сломал ногу. А оказалось, что он не прошел на второй тур. Стоит, рыдает: «Профессор Миша, я не понимаю, почему?!»
Нам тогда никто не объяснил - почему. Уже в Лиссабоне посмотрели в Интернете бланки с оценками жюри. И не обнаружили там 39-й номер - под таким номером выступал на конкурсе мой ученик. Он был просто пропущен, жюри вообще его не оценило.
Искать правду, разбираться мы не стали. Слишком накладно из Лиссабона. Да и неважно это уже. Важно, что Франциско Себастьяно пригласили в одну из лучших компаний мира - Балет Сан-Франциско.

Лучшие в мире балета
Говорить о лучших артистах - всегда субъективно. Но это интересно, я согласен. Кого считаю лучшими артистами наших дней? Диана Вишнёва мне очень нравится, пожалуй, больше всех из действующих балерин. Вызывают интерес Кристина Шапран, Ольга Смирнова. В своем амплуа нет никого в мире лучше Натальи Осиповой (вы ее Лауренсию видели?!)…
Из танцовщиков очень интересен Сергей Полунин.
Нет, можно, конечно, бесконечно говорить: кто тебе нравится, а кто нет. Кому-то до сих пор Барышников симпатичен, кому-то Нуриев. А мне Нуриев никогда не нравился. Причем, до такой степени, что когда в 1992 году он приезжал в Казань дирижировать балетом «Щелкунчик», я отказался танцевать в этом спектакле. Да, на главные партии тогда приглашали меня и мою супругу - балерину Ирину Шапчиц. Я сказал: «Какой угодно балет, но только с другим дирижером!» В итоге, насколько я помню, Машу тогда приехала танцевать в Казань Надежда Павлова, а принца - Андрей Куделин.

Работа с деревом
Я танцевал до 45 лет. Последний раз - в Роттердаме, на гала-концерте: как обычно, долбали с Иркой па-де-де Чайковского - Баланчина. Тогда я как-то отчетливо понял: силы уже не те, уже не надо мне выходить на сцену…
Да, я нашел себя в балетной педагогике, мне повезло, мне очень нравится преподавать. Но я не образцовый педагог, я - ремесленник. Нет, методику знаю: не зря учился у Бориса Борисовича Акимова. Но я не дотошный, понимаете? Вместо того чтобы добиваться от ученика исполнения какого-то движения именно так, как написано в учебнике, я лучше сам покажу ему, как это движение делать. Потому что люди - они же все разные. Одному, чтобы выглядеть выигрышно, нужно руки в определенной позе держать высоко, другому - ни в коем случае не завышать позицию рук. У меня к каждому ученику индивидуальный подход.
Вы не поверите: однажды ко мне в класс пришел мальчик из военной академии. Ужасно взрослый уже для того, чтобы начинать занятия балетом - 17 лет! Ужас! Он получил травму, отрабатывая в академии прыжки с парашютом, и, пользуясь выпавшими на его долю свободными деньками, решил научиться танцевать. Потому что всю жизнь, по его же признанию, любил классический балет. Рикардо Руно его зовут. Координация у него неплохая была. Он хорошо вращался. Старательный… Дело дошло до того, вы не поверите, что он у меня вариации начал танцевать! Ну а сейчас он в США - учится в Школе труппы «Джоффри балет».
Меня тут спрашивают периодически: «Ты педагог?!» - я же давно в Перми не был. Шучу: «Нет, я краснодеревщик. Я с деревом работаю!»
Жена Ира тоже сейчас преподает в школе танца Национальной консерватории Лиссабона, но она, в отличие от меня, очень дотошный педагог. Логично: Ирина Шапчиц, а теперь Завьялова, - представительница ленинградской балетной школы, ученица Наталии Дудинской, Нинель Кургапкиной… Ира жалела, что не получилось у нее вместе со мной прилететь в Пермь на «Арабеск». Она очень хотела встретиться здесь с Николаем Николаевичем Боярчиковым. Просила передать, что очень-очень его любит.
Я всё расскажу Ире про конкурс. И покажу - я же все фиксирую своей видеокамерой!..

Записала Айсылу КАДЫРОВА

Арабеск, балет

Previous post
Up