Третий тур конкурсных испытаний - праздник чистой классики - вышел своеобразной презентацией ее строгого нрава и неким «оммажем» отношениям молодых к наследию. Предусмотренный программой классический этикет обернулся уважением к балетной старине, что естественно и символично для истории хореографического искусства Перми. Пермяки и провели главную тему третьего тура.
Из 31 финалиста десять молодых артистов учатся в хореографическом колледже или работают в славном театре города на Каме. Нет сомнений, что совсем скоро подрастет целая плеяда пермских солистов - высоких, фактурных, с хорошей, по мировым стандартам, техникой и яркими индивидуальностями.
Столько же участников - числом десять - представляли другие российские города, вместе взятые: четверо москвичей, двое петербуржцев, по одному финалисту из Новосибирска и Воронежа, Йошкар-Олы и Улан-Удэ. Треть составили соискатели из зарубежья: ближнего - два танцовщика из Казахстана, и дальнего - по три участника из Бразилии и Японии; балетный статус Кореи, Португалии и США отстаивали по одному конкурсанту.
В ряду классических образов фаворитами оказались герои бравурного «Дон Кихота». Цирюльники предстали разными: благородных манер - у недавно ставшего москвичом Александра Омельченко, юрким и быстрым - у Ли Сын Йона из Кореи, задорным и несколько инфантильным - у японца Енена Такано, на стыке романтизма и брутальности - у красавца-пермяка Никиты Четверикова, изысканным - у петербуржца Эрнеста Латыпова.
Бразильской солнечной энергией Аманда Гомес и Диего Да Кунья можно было растопить сердца не только зрителей, но и уставшего за конкурсные показы жюри. Дочь трактирщика ставила задорные звонкие точки в конце каждой танцевальной фразы, а бразильский брадобрей «проговаривал» свои па так неистово, словно от этого зависела вся его дальнейшая жизнь. Москвич Дмитрий Прусаков увлекся головокружительными полетами, в промежутках между волюнтаристскими эскападами обращая внимание на свою кокетливую и отважную Китри - Такуду Саяка. Свой спектакль разыграли американка Джой Вомак и москвич Михаил Мартынюк. Актерская лаконичность и даже некоторая строгость Китри в сочетании с неуемной жаждой жизни, переполнявшей Базиля, рождала эффект внезапного и красочного фейерверка.
Зрительская жажда игрового живого театра была сполна удовлетворена еще несколькими номерами. Ясуоми Акимото словно вышел с репетиции самого Бурнонвиля, считавшего, что ничего необязательного на сцене не бывает - «челябинский японец» реагировал на каждое движение своей Сильфиды Ито Томоми. Искрометность техники мельчайшей балетной огранки передал в вариации Джеймса москвич Дмитрий Дьячков.
Самым музыкальным и романтичным дуэтом третьего тура показался союз пермских артистов Евгении Ляховой и Александра Таранова - тальониевская «Бабочка» в их исполнении напомнила ту живую классику, которой славился «золотой век» пермского балета, и когда ее, классики, лучшие представители танцевали сказочные истории и разыгрывали романтические сюжеты. Так, словно они не прочитывают знакомое, а сочиняют неизведанное, причем, здесь, сейчас и только для нас.
Заявкой на скорое будущее, и - вполне уверенной, прозвучало па-де-де Авроры и Дезире из балета «Спящая красавица» в исполнении пермяков Анны Федосовой и Павла Савина. О спортивном стиле танца и чеканной графике напомнили своим дуэтом из «Корсара» сибиряки Константин Алексенцев и Майя Григорьева. Инна Билаш и Степан Дёмин показали иную грань - танец стильный и нежный, похожий на вязь кружевных узоров. Они представили фрагмент нового балета Алексея Мирошниченко «Голубая птица и принцесса Флорина», восторженно преклонившись перед классикой давно минувших времен. С таким же пиететом по отношению к традиции сочинен Константином Ивановым и балет «Золушка» в Йошкар-Оле - судя по вариации главной героини, представленной танцовщицей с эталонными стопами Екатериной Байбаевой.
Царственно красивым и безупречным по художественному вкусу выглядело адажио из «Пахиты» у пермяков Полины Булдаковой и Олега Куликова. Жаль, что дыхания не хватило на па-де-де в целом. Впрочем, третий тур, за редчайшими исключениями, для каждого исполнителя шел по нисходящей: у солистов первая вариация звучала звонче, а в дуэтах артисты допускали всё более заметные ошибки ближе к финалу.
16-летний португалец Мигель Пинейро - самый юный участник финального тура. В вариации Феба из «Эсмеральды» он обнаружил обостренный слух, помогающий в привычных движениях расслышать новые гармонии. Горячими аплодисментами встречали зрители Марио Лабрадора из Михайловского театра, оценив его попытки создать образы на пересечении инфантильности и бесстрашия. Уровень мастерства уже позволяет артисту вести поиски на пространстве мужественной актерской выразительности.
Конкурс имени великой балерины Екатерины Максимовой, в котором уровень участников оказался на редкость высоким - при отсутствии вспыхнувших звезд или покорителей танцевальных Монбланов (до этого еще расти), завершен. Пермские дни подарили надежду лауреатам и дипломантам, радость зрителям, до отказа заполнявшим зрительный зал. Театральный пульс текущего времени сверен с вечными канонами классических шедевров.
Елена Федоренко