В этом году на конкурс имени Екатерины Максимовой «Арабеск» впервые приехала пара из Южной Африканской республики - Джессика Овертон и Джеймс Фрейзер. Они прошли сито первого тура и выступили во втором, но перед заключительным туром выбыли из дальнейшей борьбы за награды. В разговоре с Анастасией Чистяковой артисты рассказали о себе и о балетных традициях своей родины.
- Об истории южноафриканского балета известно немного. Расскажите о своей школе, учителях, о труппе, в которой работаете.
Джессика: У нас нет такой балетной школы как у вас: например, московской, петербургской или пермской. Государство балету не помогает. Когда просим о помощи, нам отвечают: «А что такое балет?» В южноафриканской школе балета дети учат академические дисциплины: математику, биологию и т.п. - с 8:00 до 15:00; а собственно балетом занимаются только вечером. Наши педагоги используют в основном итальянскую методику обучения Энрико Чекетти - старую академическую школу. Чтобы освоить премудрости балета более основательно, нам приходится искать частных педагогов. При этом нужно иметь в виду, что выходить на улицу вечером у нас опасно: могут ограбить или даже убить.
Мой учитель - Фиона Браун. Она училась у Джойс Эппиториас, которая является продолжательницей метода Чекетти. Еще занимаюсь с Вивьен Лоран, которая работала в труппе Лондонского Королевского балета.
Джеймс: Я занимался со всеми педагогами, которые были доступны и старался научиться у них всему. Уверенное владение стилем и балетной лексикой - чрезвычайно важная область нашего искусства. Каждый педагог учит чему-то своему, каждый рассказывает тебе о разном, так что твои ум и тело начинают чувствовать разницу в стилях и направлениях. Конкурс «Арабеск» открыл нам глаза, ведь мы увидели здесь прекрасных танцовщиков. В России профессиональное балетное образование начинается с раннего возраста, у вас есть очень хорошие школы, чего не скажешь о ЮАР.
Чтобы получить профессиональные знания, я сначала ездил на летние курсы в Англию и Австралию, а затем в Австрию. Затем вернулся в ЮАР и встретился с Джессикой.
- Как долго существует труппа, в которой вы сейчас работаете?
- Уже тринадцать лет - с 2001 года. Сначала она называлась «Балет Южной Африки», а сейчас - Joburg Ballet. У нас замечательные балетные классы для занятий, с хорошим профессиональным полом. Поскольку в ЮАР много солнца, а стены студии сделаны из стекла, получается, что мы всегда репетируем в свете солнечных лучей. Труппа немногочисленна: 20 -24 танцовщика.
- Участвуют ли ваши коллеги в балетных конкурсах?
- Да, некоторые участвуют, но немногие и не очень часто. Например, сейчас одна наша пара готовится к конкурсу в Стамбуле. Понимаете, мы ведь очень далеко от Европы, от России -практически оторваны от внешнего мира и не знаем, что в нем происходит. Поэтому мы рады, что получилось приехать в Пермь. То, что мы увидели танцовщиков столь высокого уровня и такую публику, как пермская (как тут тепло встречают каждое выступление артистов!), очень сильно отличается от ситуации в нашей стране. Залы на наших выступлениях почти пустые, и это очень грустно. Недавно мы готовили «Коппелию», много репетировали в течение нескольких месяцев, а публика не пришла. Потому что у нас в стране нет ни балетной истории, ни балетных традиций, какие есть в России. Наша публика не понимает балет.
А вчера мы стояли на сцене, и полный зал нам аплодировал - это было невероятно! У вас есть и традиции, и прекрасная школа, ярчайшие звезды: Иван Васильев, Светлана Захарова, Полина Семионова, Наталья Осипова и многие другие. Удивительно смотреть, как они танцуют, и учиться у них. Но они никогда не бывают в ЮАР, и мы не можем наблюдать за ними хоть сколько-нибудь регулярно. Нас не покидает ощущение изолированности от балетного мира. К тому же наша труппа никуда не выезжает. Мы хотим путешествовать, видеть новое, учиться и выступать в залах, где зрители понимают балет, ждут встречи с ним.
У нас в стране тоже есть своя культура - у каждого этноса свой язык, свои верования, свои боги и идолы, свои традиции, - и она имеет различные пласты культуры. Но мы хотим заниматься именно балетом.
- Сколько классических спектаклей в год вы танцуете?
- У нас в репертуаре немало классических спектаклей - есть и «Лебединое озеро». Танцуем и современную хореографию. После возвращения в ЮАР будем исполнять весьма необычную версию «Щелкунчика». Музыка Чайковского, но это будет чисто африканский вариант с национальными танцами. Мы такого еще никогда не делали, но публике это определенно понравится. Если говорить о количестве спектаклей, то за прошлый год мы станцевали порядка 80 спектаклей. У нас нет финансирования, поэтому чтобы заработать, мы ездим на корпоративные вечера с современной хореографией. Например, недавно танцевали для служащих банка. К сожалению, нам приходится это делать.
- Это ваш первый визит в Россию?
Джессика: Нет, я в прошлом году была в Санкт-Петербурге.
Джеймс: А я приехал впервые. Впервые танцую на Севере.
- Вы можете сравнить «Арабеск» с другими конкурсами, на которых вам удалось побывать?
Джессика: Этот конкурс гораздо крупнее тех, что я видела раньше. Например, Балтийского конкурса в Латвии, где я была в прошлом году. «Арабеск» уникален и составом своих участников, и составом жюри (у каждого члена жюри особый творческий путь), театром, в котором всё проходит, сценой, жюри прессы. Удивительно, что зал почти всегда полон. Замечательно еще и то, что конкурс транслируется в интернете, и наши семьи в ЮАР могут видеть нас нас YouTube. Для нас это много значит.
- Кто из современных хореографов с вами работает?
Джеймс: В труппе нет постоянного балетмейстера, как это заведено, например, в российских театрах. Иногда кто-то приезжает, но в основном сами танцовщики пробуют находить музыку и искать хореографические решения к ней.
Джессика: Для подготовки к «Арабеску» мы попросили молодого хореографа Анжелу Реви поставить для нас номер. Сами нашли музыку, а она предложила идею. Много вместе импровизировали, пытались найти движения, пробовали, выбирали.
Джеймс: Вообще репертуар, который мы подготовили для этого конкурса, как нам кажется, отражает наше эмоциональное состояние - состояние влюбленных. Сейчас мы помолвлены.
- Что вы приобрели на «Арабеске»?
Джессика: Конкурс поможет мне стать настоящей балетной танцовщицей. Вернусь домой с большим багажом новых знаний, на эмоциональным подъеме от увиденного.
Джеймс: Будем улучшать свои профессиональные навыки. Здесь все работают невероятно много, заряжены какой-то небывалой энергией. Я тоже буду стараться много работать. Мы долго готовились к этому конкурсу, и нам нужно было приехать сюда, чтобы увидеть происходящее. Мы не забудем уроки, которые здесь получили от местных педагогов и репетиторов. Это был потрясающий опыт!