В конце прошлого 2022 года полку ретро-поездов в России прибыло: в Екатеринбурге стал курсировать Уральский экспресс, соединивший главный вокзал Екатеринбурга с громадным техническим мега-музеем в Верхней Пышме. Однако этот поезд - не просто соединение двух точек на карте, а отдельный, наполненный разными фишками аттракцион. Дело в том, что в середине маршрута с нуля была построена ретро-станция Шувакиш, где поезд меняет тягу на паровую, и если от Екатеринбурга до Шувакиша поезд ведёт ретро-электровоз ЧС2, то от Шувакиша до Верхней Пышмы - паровоз серии Л («Лебедянка»). Общее время следования в пути - чуть больше полутора часов; однако 40 минут в середине этого маршрута - стоянка на станции Шувакиш с осмотром ретро-вокзала, прицепки паровоза и окружающей территории. Этим ретро-поездом можно ехать как в один конец, так и туда-обратно; при этом расписание рассчитано так, что на осмотр технического комплекса УГМК отводится три с лишним часа. Затем этим же поездом можно вернуться обратно в Екатеринбург. Давайте посмотрим, что же это за поезд и какие фишки он имеет.
2. Наш путь начинается на главном вокзале Екатеринбург-Пасс., куда ретро-поезд подаётся на первую платформу.
3. Если смотреть в расписание, то он в нём указан как туристический, № 925. Отправление - 9.35 утра.
4. Выходим на первую платформу: поезд уже стоит. Погода, к сожалению, не очень радует - идёт мелкий снег и есть небольшой морозец. Но всё равно поедем! Забегая вперед, скажу, что погода сумела продержаться всё время следования поезда и только с обеда началась метель.
5. Вагоны ретро-поезда оформлены в цветах советского фирменного поезда «Урал» (Москва - Свердловск): жёлто-коричневая гамма, как и тогда.
6. Во многих местах оформления вагонов видна "гайка". Многие с удивлением спрашивают, что это и откуда она. Это - эмблема УГМК; "Уральская горно-металлургическая компания" также немало вложилась в этот проект, чтобы придать новый импульс посещению технического музея в Верхней Пышме.
7. Сейчас низкий сезон, самый конец октября, и поезд ведёт обычный электровоз ЭП2К. Штатный локомотив ретро-поезда ЧС2 сейчас на обслуживании и снова встанет на линию в декабре, ближе к Новому году.
8. Вот так он смотрится, когда на линии и в новогоднем наряде (фото из
ТГ-канала У.Э.).
9. Проводники в зимней форме образца НКПС/МПС СССР 1945-55 гг.
10. Для отправления используется переносной колокол. Удар - пятиминутная готовность к отправлению. Сейчас колокол на переносной стойке у здания пригородного вокзала, однако чуть дальше оборудуется специальный перрон для отправления ретро-поезда. Там всё будет стационарно и по-честному.
11. И ещё немного о форме. Вот в такую форму проводники одеты в тёплый сезон.
12. Посмотрим теперь сам состав. Штатные обычные вагоны - это переделанные купе-аммендорфы с элементами ретро-стиля.
13. Общий вид купе с мягкими диванами. Купе рассчитано на шесть сидячих мест, однако полностью поезд заполняется в высокий сезон; сейчас заполнен примерно на одну треть.
14. Из особых фишек: в штабном вагоне есть т.н. фото-купе, оформленное в стиле конца XIX века. Садишься вот на этот шикарный диван, наискосок от тебя зеркало с автоматом фотографирования, в который ты смотришься и принимаешь нужную позу. Чуть ниже посмотрим, как это выглядит.
15. А вот тут я смотрюсь в волшебное ретро-зеркало, дабы получить ретро-снимок в ретро-купе. Вбиваешь там свой адрес электронной почты, и потом фото приходит к тебе само.
16. Кроме нескольких обычных вагонов, в составе поезда есть и вагон-салон на 4 купе. Купе можно выкупить только полностью, четыре места стоят 10.000 рублей, то есть если ехать вчетвером, на одного получится 2500 р. Но сюда входит сертификат на предоплаченное питание - в отличие от обычного билета. Стандартный же билет на всю программу стоит 1599 р. В середине салон-вагона - несколько диванов и свободное пространство.
17. Внутренность vip-купе.
18. На подушках - эмблема Уральской Горнозаводской ж/д.
19. Вид vip-купе с широкого дивана.
20. Кроме пассажирских мест, в поезде есть вагон-бар и вагон-ресторан. В вагоне-баре продаётся несколько мест с предоплаченным питанием, на остальные столики можно просто прийти и заказать себе что-нибудь горячительное.
21. Легендарная игра на советском автомате "Морской бой". Ох, сколько я пятнариков просадил на ней в конце 70-х - вместо того, чтобы купить мороженое или лишний раз сходить в кино! Страшно вспомнить. Даже от родителей получал за это.
Прошло 45 лет. И несмотря на громадное количество гаджетов и продвинутых игр, пацаны нового постсоветского поколения снова в неё играют. Есть в ней что-то этакое, психологически притягательное. Особенно этот неповторимый звук, когда ты взял правильное упреждение и торпеда достаёт до кораблика.
22. Некоторые виды горячительного из вагона-бара, с ценами.
23. Ещё в этом поезде есть классический вагон-ресторан с горячим сытным питанием.
24. Страничка меню вагона-ресторана. Как мне сказали, наибольшей популярностью здесь пользуются посикунчики.
25. Здесь же прямо в вагонах есть табло, где в пути можно заранее оплатить билеты в музеи УГМК Верхней Пышмы; т.е. приехав - уже не надо будет стоять в очереди в кассу.
26. Полноты ради - в ретро-поезде летом ходит и открытый вагон, стилизованный под старинный. Но сейчас по понятным причинам его в состав не ставят. Надо дождаться тёплого сезона.
27. Состав мы в целом осмотрели; теперь давайте посмотрим на Шувакиш. Стоянка там - 40 минут, в середине пути.
28. Шувакиш - это тоже часть аттракциона и программы ретро-поезда. Станция нарисована и построена с нуля, в стиле конца XIX в. Я спросил, а почему же не использовали реальные уральские станции старой постройки, типа Билимбая: ведь там и рисовать ничего не надо, и всё исторично? На что мне ответили, что для старинных станций слишком много ограничений на использование, и к тому же их ни одной нет на нужном пути - в Верхнюю Пышму, поэтому для такого поезда придумали станцию с нуля, которую можно было наполнить изнутри так, как хочется.
29. Станционный колокол тут стационарный, желающие зрители могут позвонить.
30. А вот и следующий пункт программы - вместо электровоза тендером к вагонам подходит паровоз Л.
31. Процесс прицепки паровоза вызывает живейший интерес у зрителей, которые снимают всё это действо на смартфоны и камеры. Часто интереснее наблюдать за ними, чем за паровозом :)
32. Всё, паровоз прицепили; можно следовать дальше. Но у нас есть ещё 20 минут, пойдёмте посмотрим поезд сверху, а потом вокзал.
33. Через эту арку можно выйти на виадук.
34. Вид на ретро-поезд сверху. Состав здесь меняет направление движения.
35. Указатели на станции. Кроме Рускеалы, все остальные пункты урало-сибирские. Рускеала же - в некотором роде прототип этого поезда.
36. Вокзал Шувакиш со стороны привокзальной площади.
37. Заходим внутрь. Народ уже схлынул, так что можно снимать спокойнее. Стилизация под конец XIX в.
38. Пока поезд стоит, внутри играют на пианино.
39. Есть специальное помещение начальника станции. Туда можно прийти и сфотографироваться. Здесь - хозяйка этого вокзала, рядом с электрожезловым аппаратом.
40. Антураж стола начальника станции.
41. Можно надеть фуражку и представить себя начальником уральской станции. Ильич, чёрный телефон и наркомовская зелёная лампа прилагаются.
42. Наконец, не могу не упомянуть одно из помещений вокзала, поразившее меня более всего. Это туалетная комната, оформленная в ретро-стиле.
43. Но это не музей, ни в коем случае! Здесь всё можно сделать реально, в ретро-стиле. Поверьте, производит большое впечатление!
44. От Шувакиша поезд идёт до платформы Верхняя Пышма ещё около получаса, под паровозом.
45. На самой платформе сейчас ведутся большие работы по обустройству: здесь будет несколько путей, навес на платформе прибытия и мини-вокзал для приобретения билетов и для буфета.
46. Рядом строится и скоро будет пущен поворотный круг, где паровозы будут разворачиваться. Это тоже будет одним из аттракционов ретро-рейса. Возвышение над поворотным кругом будет сделано как площадка для зрителей.
47. Строительство вокзального павильона; пока всё в процессе. К летнему сезону станция Верхняя Пышма, скорее всего, будет полностью оформлена и начнёт действовать.
48. От платформы прибытия ретро-поезда до музейного комплекса УГМК примерно 3 минуты пешком; то есть поезд подходит прямо к этому гигантскому техническому музею, крупнейшему в России. Через три с половиной часа ретро-поезд пойдёт обратно, и желающие вновь погрузятся в обстановку давно ушедшего времени.
В целом, несмотря на некоторые придирки и огрехи, замеченные внимательным взглядом, проект как аттракцион погружения в старинную атмосферу железнодорожной истории весьма неплох; ну а если проехаться по маршруту в открытом вагоне (когда тепло) - то это вообще будет круто!
На всякий случай: у "Уральского Экспресса" есть и
свой телеграм-канал.
PS. Выражаю признательность Свердловской ж.д. и её сотрудникам за содействие в посещении ретро-поезда и всех его составных частей.