Дошли, наконец, руки до просмотра пивоваровского "БАМа". Мне его настойчиво рекомендовал
soullaway ещё до Нового года, но получилось только на этих выходных. Честно говоря, ожидал от фильма гораздо худшего - в духе его же "Ржева", но в сухом остатке вышла вполне себе нейтральная документалка. Да, не без его фирменных "пунктиков", но всё же вполне нейтрально. Я думал, будет голимый гайдаризм головного мозга - "бездарно закопанные деньги" и прочие "тупиковые стройки социализма", но нет. Сам Алексей Пивоваров далеко не поехал - охватил с запада Усть-Кут, Звездную, Северобайкальск и даже добрался до Северомуйского тоннеля. Но коллегу он отправил до Тынды, где тоже был снят ряд сюжетов этого ролика. Снято, правда, местами затянуто - без особой динамики и драйва. Иногда хочется просто перемотать дальше - наверное, почти 2 часа хронометража можно было перепаковать в час с небольшим и особого ущерба бы не было.
Click to view
Из традиционных пивоваровских "пунктиков" стоит особо выделить лишь два:
1) 39-я минута - про сталинские лагеря и зверя-Френкеля (БАМлаг и проч.). Совершенно бездоказательные эмоции интервьюируемой экскурсоводши из тындинского музея - без цифр и без ничего. Тогда как по БАМлагу и конкретно по Нафталию Френкелю есть вполне серьёзные исследования и массив данных - скажем, у меня вот на полке стоит том "Первопроходцы восточных магистралей России" Зуева. Книга вышла в 2001-м в Комсомольске и я уверен, что в бамовском музее она на 100% есть. Понятно, что лагеря в принципе не сахар и пребывание там - само по себе тяжелое, но ушлые режиссёры действа полностью умолчали о том, что при Френкеле создавались спецпоезда для ударников, существовали театры из заключенных, действовала система зачётов 1:2 и 1:3, отмененная на других стройках. А сам Нафталий Аронович прославился тем, что системно и настойчиво выявлял в среде зэков квалифицированных спецов разных профессий и зачислял их в штат по специальности - да так, что к 1940 году, когда потребовалось Управление ЖДЛ по ДВ переводить в Москву из города Свободного, оно на 50-55% состояло из заключенных (по формальному статусу). Обо всем этом в фильме - ни слова.
2) Настойчивое желание на протяжении почти всего фильма обосновать тезис, что на БАМ ехали только за длинным рублем и целевыми чеками на машины. Особенно это прослеживается в сюжете на 55-60-й минуте, но и не только там. Дальше тоже много таких же попыток. Люди объясняют Пивоварову, что не только за баблом, что были и романтические порывы, и энтузиазм, и юношеское желание испытать себя на трудностях... Другое общество было! Приводится даже инфографика опроса в бамовском музее. Но нет! Он везде ищёт подвох и даже нашёл молодого историка (брежневского БАМа уже по возрасту не заставшего), который объясняет ему в вагоне поезда - "дескать, люди сейчас склонны врать и скрывать, что они ехали за деньгами и маскируют это комсомольской романтикой". Нет, всё это не странно для Пивоварова, но оставляет после просмотра не особо приятное впечатление.