Итак,
мы прибыли поездом №22 в первый по счёту пункт назначения.
Оказавшись впервые в Кандалакше, что надо обязательно осмотреть с самого начала? Конечно же, вокзал и станцию!
Железная дорога пришла сюда в ноябре 1916 года, буквально за три месяца до Февральской революции, но первоначально станцию создали ближе к порту на Белом море - туда американцы завозили судами материалы для строительства. Однако после окончания Гражданской войны, когда трасса стала непрерывной и транзитной, станцию перенесли севернее на 3 км, а отросток к порту остался тупиковой промышленной веткой. Станция очень изогнута в плане, отчего дополнительно живописна. А вот локомотивное депо находится в глубине городе с западной стороны, для него построен немаленький "карман" не очень-то близко от главного хода - поэтому скопища электровозов с поезда не увидать.
Впрочем, давайте всё это смотреть.
2. Наш двухэтажный поезд на станции. Стоянка тут 12 минут, так что пассажиры имеют возможность быстро покурить и прогуляться. Смотрится всё это необычно для этих мест, такие вагоны тут появились лишь полгода назад.
3. Надо отметить очень красивый вокзал, явно периода строительства магистрали. Точных сведений у меня нет, но пишут, что это вокзал 1936-1937 гг. Если кто знает лучше - уточняйте в комментах.
4. Голова поезда и карликовый светофор на переднем плане. Вид на север, к Мурманску.
5. Центральный фасад вокзального здания. Поднимемся?
6. Вид на наш поезд сверху, от входа в вокзал. Едь дальше, двухэтажный - нам в другую сторону.
7. Кандалакшский вокзал построен с немаленьким перепадом высот почти в этаж, поэтому и фундамент тут сложный.
8. Ох, душевно-то как тут! Никаких тебе мерзких рамок, тишина с чистым воздухом и приветливая дежурная по вокзалу. На привокзальной площади - указатели на северные города и комариный скверик. Точней, сначала-то он не комариный - но примерно через 3-4 минуты комары разведывают нового человека и начинают его кушать :)
9. Заходим внутрь. Выкрасили зал ожидания в корпцвета, однако остались деревянные колонны и общий колорит. Камера хранения тут оказалась по старым ценам, просто подошли к дежурной и за 150 рублей она открыла дверь в закуток и поставила вещи. По нынешним временам нечасто такое - камеры сейчас либо изводят совсем, либо делают по космическим ценам.
10. Вид на вокзал от привокзальной площади.
11. Дальше - стоянка машин и местные бомбилы. Правда, вялые, не южного темперамента.
12. Ну а тут остановка автобуса и выход в завокзальный микрорайон. Основной город и центр - с другой стороны линии.
13. Остановка с магазином и реклама. За этой остановкой есть рыбный магазин, где можно взять беломорскую печёнку трески в стеклянных банках.
14. Теперь пойдём вдоль линии на юг, не переходя её. Там вроде впереди что-то локомотивное.
15. Стела "105 лет".
16. В здешнем депо, что, базируются "Сапсаны", судя по картинке? Модификация, наверное, Arctic Velaro. Ходят в Ковдор и Алакуртти (шутка).
17. Мозаика "Наш паровоз, вперед лети!". Отлично пойдёт для
нашей "Минутки"!
18. Вид на пути к депо. Однако по изучении местности оказалось, что это только старое депо - ибо где десятки электровозов, приписанных к Кандалакше? Тут только единичные экземпляры. Справа видны цеха вагонного депо.
19. Есть ещё и старые опоры контактной сети, оставшиеся от арктической постоянки сталинской эры. Колоритно смотрятся.
20. Идём дальше на юг. Паровоз тут стоит весьма редкой масти для памятника - "Серго Орджоникидзе", СО. Таких по всей стране десяток или два в качестве памятников.
21. И целая гидроколонка. Можно развернуть хобот и заправить подошедший паровоз.
22. Теперь виды с пешеходного виадука. Это вид на север, мурманская сторона. Там, вдали, сопки. И очень хорошо видно, какая станция "кривая". Везде ставят новые опоры КС - скоро заменят старые, образ станции несколько изменится.
23. Вид на юг, к беломорской стороне. Здесь же отходит влево и ветка на порт.
24. И вид на восток - туда нам спускаться, чтобы изучать город. Там же и его центр. Впрочем, это я оставлю для следующей части, а мы продолжим смотреть железную дорогу.
25. Старый путейский дом (или товарная контора довоенной эры) с другой стороны линии, противоположной вокзалу.
26. Когда мы уже посмотрели город и вернулись, усталые, к вокзалу, в результате переписки с читателями оказалось, что у нас пропущен важнейший исторический объект - стоящие в основном локомотивном депо электровозы-памятники ВЛ19 и ВЛ23. Начали изучать путь - туда от 1,5 до 2 км идти. Времени было ещё 2,5 часа в запасе, так что решили посмотреть. Тут было очень светло - 16 июня, полярный день, солнце не заходит. И даже сейчас, около 23.30, солнце светило вовсю на горизонте, как будто это день.
27. В общем, пошли по пути, куда нас вёл навигатор, через привокзальный микрорайон и далее по окраинной улице Локомотивной.
28. Идти до ворот депо примерно минут 20, если срезать углы.
29. Около полуночи завидели вдалеке за бетонным забором искомые нами электродинозавры, освещенные косым приполярным полуночным солнцем.
30. Подошли к депо, однако переговоры с вахтой и объяснения, зачем это нам, не привели ни к чему. Оно и понятно - полночь уже, какие осмотры! Тем более что охранник и вообще удивился такому интересу, проговорив - "Да это же старая рухлядь, зачем она вам?". В рабочее время я бы что-то придумал, но сейчас без шансов. Впрочем, мужик на вахте был вполне дружелюбен и не препятствовал снимать памятники от возвышения КПП и через дырки в заборе, которые мы вскоре обнаружили.
31. В глубине депо стоял и паровоз-памятник Эр, удалось его снять крупным зумом.
32. Да-а-а... чуть было не пропустили такой знаковый объект - довоенный ВЛ19! Ведь Кандалакша - пункт особый: электровозы тут по магистральному ходу пошли на Кировск и Апатиты ещё до войны, в 1935 году. А это уже 86 лет назад, подумать страшно! До Мурманска электрифицировали Кировскую магистраль к 1939 г. Вот самый первый электровоз - ВЛ19-40 и поставили как памятник.
33. Табличка на ВЛ19.
34. А рядом стоит ещё и более поздний ВЛ23. Свет был идеальный - мягкий, косой, полярный. Само же локомотивное депо расположено в глубине и в некотором отдалении от магистрали.
35. Вокзал, вид после полуночи. Светло, полярный день.
36. Наконец, в 1.30 ночи прибыл и наш симферопольский поезд от "Гранд-Экспресса". Но как прибыл? Тихо, без объявления по громкой связи и раньше на 7-8 минут. Мы стояли на возвышении и даже не успели схватиться за камеры, когда мимо нас почти бесшумно проплыл электровоз :)
37. Поезд объявили только в "его" время, через 8 минут - когда он уже давно стоял на 2-й платформе. А мы уже грузились внутрь, ехать нам долго.
В следующей части познакомимся с самой Кандалакшей, и только потом поедем дальше :)
Продолжение следует
Телеграм-канал
"Креозот и титан" Телеграм-канал
"Минутка транспортного искусства"* * *
Блогу Periskop.su можно оказать материальную поддержку для новых поездок и изучения ж/д линий. Создание постов на этой платформе - это большой труд. Чем больше будет откликов и транзакций - тем более привлекательным для автора будет создание тут новых постов. Вы помогаете - а я пишу именно здесь, в расширенном формате с фото и описаниями - а не в ФБ/ВК/ТГ.
Реквизиты автора:
Карточка Сбера 5469 5500 3789 5866
Яндекс-Деньги (Ю-money): 4100 1132 7787 622
(а можно
просто перейти по ссылке для перевода)
* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание