100 лет Компартии Китая

Jul 01, 2021 12:01

Сегодня исполняется 100 лет Компартии Китая (КПК). Она оказалась более удачливой, чем КПСС и дотянула до векового юбилея.
В апреле 2013 года, будучи в Шанхае, я посетил тот самый музей I сьезда, в котором и была основана крупнейшая в мире правящая партия. Причём с датами там не все в порядке, они не очень стыкуются и 1 июля, как опорный день, назвал сам Мао уже в начале 1950-х. С тех пор и привязали основание к 1 июля.


Доме-музей I сьезда КПК выстроен в модном тогда стиле шикумэнь и находился в пределах французской концессии. Как водится, основали партию отнюдь не в бедняцком районе и не в трущобах, а в особняке младшего брата богатенького китайского политика Лю Шучэна, знакомым которого был один из делегатов. Он и попросил предоставить им зал и курительную комнату на пару дней. Правда, потом полиция концессии напала на след коммунистических смутьянов, и даже получила ордер на обыск особняка столь влиятельного лица - однако делегаты решили перейти на озеро Наньху в соседнем городе и там на большой лодке завершить выработку программных документов сьезда. Так и было сделано, уже без присмотра коминтерновцев.


Рулил работой сьезда представитель Коминтерна голландец Г. Маринг и уполномоченный Дальсекретариата Коминтерна "товарищ Никольский" (Владимир Нейман). Всего в работе I съезда участвовало 15 человек возрастом от 19 до 45 лет, в том числе и молодой Мао. Тогда ему было 27 лет и он не являлся главным среди своих соратников. Председателем сьезда был Чжан Готао - 24-летний соперник Мао, потерпевший в итоге Великого Похода поражение в борьбе за лидерство в партии и в 1930-е смещенный с партийных постов. Потом он эмигрировал на Тайвань, а в конце жизни - и вообще в Канаду, сумев пережить "великого кормчего".


...Вход в музей оказался бесплатным, да и народу там было совсем немного: всё-таки это больше партийная, чем туристическая достопримечательность. Неожиданностью оказался тотальный запрет на фотосьёмку, начиная с "предбанника" в виде красного флага, окружённого различными цветами. Я, конечно же, всё равно снимал - с поворотным экраном "от пуза", но интересно - зачем запрещать, в чём логика? В музее было несколько комнат с экспонатами, а также центральный зал, который полностью имитировал обстановку и рассадку делегатов I сьезда, с восковыми фигурами участников. Конечно же, в соответствии с нынешней идентичностью, в центр внимания поставлен молодой Мао, а все делегаты ему внимают - но в реальности он тогда играл не определяющую роль и лидером ещё не был.

Китай, архитектура, Шанхай, идентичность, уход в историю

Previous post Next post
Up