Карабахская война. Разблокировка транспортных коридоров и их перспективы

Nov 15, 2020 13:01

Пока народ активно упражняется в оценке военно-политических итогов карабахской войны, давайте посмотрим транспортную составляющую последствий этого большого конфликта. Изменения весьма обширны, и я бы даже сказал - возможно, они самые большие не то что с 2014 года, а с 1994 года и потенциально могут сильно перекроить грузовые и пассажирские потоки в том регионе. Ибо разом разблокируется сразу несколько стратегических направлений, которые бездействовали почти 30 лет, плюс планы мощных игроков этого региона на новые коридоры.

Начнем с самых элементарных констатаций.


Первое. Армения впервые за свою постсоветскую независимую бытность будет полноценно обустраивать собственную границу и ей придётся непосредственно заниматься пунктами транспортных переходов именно на своей границе. До сих пор её защищала большая буферная зона и её восточные границы "повисали в воздухе" - т.е. были условными. А теперь - нет, так как все пограничные районы по Соглашению 10 ноября передаются Азербайджану. Почти на всём протяжении Востока и Юга придётся работать с азербайджанцами и через какое-то время, возможно, с турками. Вот по этой карте виден масштаб проблемы.


Цифры: 1 - Лачинский коридор, 2 - дорога через Зодский перевал (альтернатива Лачину), 3 - южный коридор вдоль Аракса

Второе. По поводу сообщения оставшегося у Армении огрызка Карабаха. Лачинский коридор "интернационализировали" и его будут контролировать российские войска. Тем не менее, там далеко не всё так просто: поскольку азербайджанцы на излете войны взяли г. Шуша, то подход коридора к Степанакерту и северному Карабаху частично проходит по зоне контроля армии Азербайджана. В связи с этим в Соглашении 10 ноября сделана интересная оговорка:

[...] 6. Республика Армения до 15 ноября 2020 года возвращает Азербайджанской Республике Кельбаджарский район, а до 1 декабря 2020 года - Лачинский район. Лачинский коридор (шириной 5 км), который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией и при этом не будет затрагивать г.Шушу, остаётся под контролем миротворческого контингента Российской Федерации.

По согласованию Сторон в ближайшие три года будет определён план строительства нового маршрута движения по Лачинскому коридору, обеспечивающий связь между Нагорным Карабахом и Арменией, с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута. Азербайджанская Республика гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.

Вот на этой карте видно, что Лачинский коридор проходит у подножия горы, на которой расположена Шуша. Поэтому предполагается, что коридор перенесут севернее на другую сторону долины, где сейчас проходят проселочные дороги. Карта армянская, поэтому Лачин тут именуется "Бердзор". Пунктиром я пометил возможный перенос участка коридора на север.


Третье. Интересно, что маршрут сообщения с остатком Карабаха в Соглашении 10.11 выбран безальтернативно, при том, что там существует и вторая удобная связка через Зодский перевал - прямой путь через Восточно-Севанский хребет. До 2017 года он был хуже по классу дороги, чем Лачинский коридор, и действовал не все месяцы. Но сейчас он уже сопоставимого класса с Лачинским и круглогодичный. Но! Этот путь уже не указан в документе.
На вырезе из армянской карты региона виден этот коридор, выводящий прямо к Севану. "Карвачар" - это Кельбаджар, который вскоре будет передан победившей стороне.


Четвертое. Ещё любопытней ситуация с южным транспортным коридором, который предполагается разблокировать по Соглашению и интернационализировать под контролем российских сил:

[...] 9. Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.

Тут надо пояснить, что по пограничному Югу проходит не только автомобильная дорога, но и железная дорога. Часть её построена в 1936 г., а соединение со старой царской дорогой в Джульфе - в 1941 г. Коридор этот заброшен в 1992 году, когда война перерезала аж в 4 местах. Постепенно Армения разобрала свои участки, а Азербайджан сохранил их до Горадиза на востоке, и внутри Нахичеванского анклава.

Но это не всё! Иран, воспользовавшись 30-летним безвластием и по факту "ничейной" буферной территорией, под шумок построил там Худаферинскую ГЭС и затопил около 15 км демонтированной железной дороги. Вот этот кусок, в зеленом квадратике:


Понятно, что там серьёзно изменился рельеф. Причём настолько серьёзно, что после подьема уреза воды на 35-40 м новое место для линии напоминает Кругобайкалку - там надо вырубать скальный коридор, это сверхдорого. Правда, такой самый сложный участок длится всего 8-9 км, но тем не менее. Когда-то было Соглашение СССР и Ирана от 1977 года, где этот проект предусматривалось делать совместно. Однако Иран после исчезновения второй стороны на всё это изящно положил х..., ой, болт, и сделал то, что хотел без учёта транзитной линии. Азербайджан земли не контролировал, Армении было пофиг. Теперь получили транспортно-географический тупик. Кстати, мне не очень понятно, почему Азербайджан помалкивал, когда Иран менял рельеф территории и в одностороннем порядке перекрыл ж/д коридор.

Зона затопления линии (красным цветом):


Рельеф изменился настолько сильно, что теперь просто так линию не продолжить. Она подходит к Худаферинской ГЭС снизу и упирается в плотину. Высота перепада уровней - 65 м. Это значит, что железную дорогу придётся переделывать до ГЭС на протяжении как минимум 10 км и поднимать её, чтобы компенсировать перепад высот. А далее либо пробивать тоннель через скалы в 6-7 км, либо пробивать береговой коридор, как на Кругобайкалке. Всё это очень дорого.


Так что железная дорога по Южному коридору быстро явно не заработает: там надо не просто много, а очень много денег на её восстановление. Автомобильную дорогу, правда, перенесли от ГЭС севернее, и она рабочая. Вот её и будут использовать. Что интересно, водохранилище было заполнено только в 2010 году, т.е. совсем недавно.

Пятое. Турция, как заинтересованная сторона, также хочет воспользоваться разблокировкой транспортной связи и уже декларировала постройку железной дороги в Нахичеванский анклав. Далее можно через Зангезур пользоваться Южным автодорожным коридором, ибо с железной дорогой пока проблемно (см. выше). Соглашение 10.11 прямо декларирует в п. 9 возможность новых связок:

[...] По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана.

Вот общая конфигурация ж/д подходов Турции к Закавказью. Как видите, совсем негусто. Ванский коридор в Иран завязан на паром и не сполшной. Так что связка Анкара - Карс - единственная железнодорожная в тот район.


Правда, совсем недавно построена новая связка с Грузией через Ахалкалаки, я о ней писал в 2017 г. Пока она очень несовершенна и с небольшой пропускной способностью. Но она есть. Т.е. турки получили связь с Азербайджаном через Грузию, поскольку прямая магистраль через Карс заблокирована Арменией, она не работает уже 27 лет. На этой же карте видны и демонтированные участки недействующего Южного коридора вдоль Аракса.


Зеленым я нарисовал возможный (по рельефу) ж/д путь в Нахичеванский анклав. В принципе, это вполне реально. Посмотрел по рельефу местности - туркам надо построить примерно 220 км железной дороги от Сарыкамыша, но большая часть трассы пройдёт вблизи армянской границы и обойдёт вблизи гору Арарат. Ну а что будет в реальности - покажет будущее в 5-летней перспективе.

Шестое. Проигрыш войны Арменией и восстановление контроля Азербайджана над своими территориями южнее Карабаха вдоль границы с Ираном, как ни странно, может принести серьёзное облегчение и самой Армении - появляется возможность транзитного сообщения её с Ираном через Нахичевань. Это недорого и довольно просто: проблемный участок Ордубад - Хорадиз с иранским затоплением находится восточнее, а для реанимации связи нужно только восстановить пограничный разобранный участок в несколько км. И всё. Это хорошо видно на вышеприведенной карте.

И седьмое. Непонятна судьба последней советской связки Армения - Азербайджан кратчайшим путём через Севан - Акстафу. Её только успели достроить, как тут же начался карабахский конфликт в 1988 и она проработала дай бог если года три. При каком-то уровне нормализации отношений и она может быть задействована. Также, ещё есть демонтированная ветка на Степанакерт от Евлаха, которая потенциально может быть довольно быстро восстановлена.

* * *
В заключение, надо отметить, что при всех жертвах и издержках войны 2020 года, разблокировка транспортных коридоров может лет за 5 компенсировать ущерб и реанимировать торговые связи как Армении (через Нахичевань в Иран), так и Азербайджана со своим анклавом и далее в Турцию. Строительство новых транзитных путей через Зангезур также может принести Армении сугубо коммерческий профит. Пока все стратегические коридоры будет сторожить "лесник" (т.е. напрямую российские войска), возможность их перерезания минимальна. Ну а Армения сейчас тоже имеет выбор: либо рефлексировать о своём поражении и согласиться с неприятными геополитическими итогами войны, но и с параллельной разблокировкой транспортных связей; либо готовить реванш и потенциально потерять весь Арцах окончательно. Ошибки же самой Армении в войне пусть разбирают специалисты.

И ещё одно важное изменение, оставшееся за кадром этого обзора: российские войска и ВВС, снабжающие миротвоческий контингент, впервые за 25 лет получили прямой воздушный коридор из России через Азербайджан, а не кружным путём через Каспий и Иран. Вполне допускаю, что Алиев будет вынужден открыть и сухопутный ж/д коридор снабжения российского контингента. Но это мы вскоре увидим, что и как получится.

PS. Посмотреть виды заброшенных станций Южного ж/д коридора вдоль Аракса можно у varandej:
Мегри: https://varandej.livejournal.com/1062731.html
Нахичевань: https://varandej.livejournal.com/1057644.html
Джульфа: https://varandej.livejournal.com/1058626.html

И у puerrtto
Мегри и остатки железной дороги у Аракса: https://puerrtto.livejournal.com/1064155.html

инфраструктура, анализ, Турция, Азербайджан, авто, Иран, железные дороги, Армения

Previous post Next post
Up