На "проекте 1917" опубликована
любопытная статья 100-летней давности - о потерях и ущербе в интерьерах Зимнего Дворца в ходе революционного полугодия, включая штурм. Причём автор очень примечательный - Лариса Рейснер, знаменитая "валькирия революции", которая была в комиссии по оценке ущерба и присутствовала при осмотре. Статья была опубликована в
(
Read more... )
"как ни силен и жаден внешний враг, страшнее для русского народа враг внутренний - он сам своим отношением к себе, человеку, ценить и уважать которого его не учили, к родине - которую он не чувствовал, к разуму и знанию, силы которых он не знал и не ценил, считая их барской выдумкой, вредной мужику ( ... )
Reply
Reply
Reply
Первое - не щадя чувств оппонентов, второе - объективно, без лжи.
Reply
Я тебе сразу на два коммента отвечу, тем более, что они об одном и том же, в общем-то. Сперва про Сталина и пр. Так называемые репрессии не были порождением какой-то там необычайной кровожадности большевиков и лично Сталина. Это, как я уже писал, была особенность экономической модели большевиков, тоже, в общем, совершенно не оригинальной. Они использовали как свой главный ресурс, конкурентное преимущество - людей. Как написал недавно в Комсомолке Дмитрий Ольшанский:
"Советская власть это ад, потому что она почти весь двадцатый век тратила, тратила и тратила Россию и русский народ как ресурс, который дешево стоит, который никогда не закончится, и которого было не жалко ( ... )
Reply
Reply
Reply
Это была по факту единственная модель жизнеустройства, по состоянию на ту эпоху, которая обеспечивала выживание и воспроизводство крестьянского населения. Капиталистически-фермерский путь у нас абсолютно не соответствовал менталитету населения и вёл исключительно к вымиранию "неэффективных" и к гайдаровскому людоедскому пути - "сломать хребет старому, ввести новое, как на Западе, любой ценой".
Поэтому бредни о том, что община была "неэффективной", всё же лучше тиражировать с оглядкой, не бездумно, анализируя её роль в реальном раскладе экономики.
Reply
Reply
Неа, не так. Они как раз через 15 лет - через ряд экстремальных экспериментов ("военный коммунизм", прямая продразверстка) приспособили общинный механизм в новую форму - колхоз. Именно он копировал основные принципы русской общины, только переведя его в осовременную форму, и дал возможность не ломать менталитет. В этом большевики как раз оказались бОльшими традиционалистами, чем тот же Столыпин. Только пришли к этому не сразу.
почему Россия, раз за разом, не воспринимает необходимость реформ и модернизации, опаздывает, лежит, грубо говоря, на печи
Потому что она пережила Девяностые и не даёт себя сломать в очередной раз под видом "реформ". Сейчас самое главное - сбережение населения и сбережение той базы, которую всё же удалось сохранить после падения СССР. Это и есть тот фундамент, на котором вполне можно выжить. Сейчас речь не идёт о том, чтобы "непременно быть первыми" - цели ставятся более приземлённые.
Reply
У нас раз за разом не получается "не быть непременно первыми". Как только мы ослабеваем больше, грубо говоря, первой пятерки - на нас начинают лезть. Вот и сейчас. И если вовремя не отреагировать - приходится принимать людоедские меры. Сейчас как раз есть пока возможность развиваться по плану, без великих потрясений - но для этого правительству и Президенту надо слезть с печи и начать серьезно заниматься экономикой!
Reply
Это не буквальное воплощение, но новый вид её, соответствующий менталитету большинства. И с новыми признаками, присущими новой эпохе ( ... )
Reply
Кстати, фермеров и сейчас жгут.
Reply
Так её принципы и свойства очень хорошо исследованы в работах современников, например Энгельгардта. Никто не видел ведь вживую и события Первой Мировой - что, однако, не мешает её вдумчиво исследовать :)
но описанное тобой как-то напоминает мне порядки в индейских резервациях. И там все достаточно плохо. Я вот лично в такой коллективной деятельности участвовать бы не хотел.
А тут речь не про то, "хочу- не хочу". А про то, как вынуждала обстановка и экономический базис. Мне вон тоже не хотелось бы жить при эпохе Ельцина - Гайдара - но меня что, кто-то спросил? Я (нынешний) общинные порядки бы терпел плохо, считал бы это тягостью. Но это сейчас. А тогда? Тогда было совершенно иное состояние и общества, и экономики, и сельского хозяйства. И судить о явлении нужно исторично, в том контексте - а не абстрактно.
Самое главное в русской общине и её свойствах было то, что она обеспечивала выживание своих членов даже в недород и голодный год. Путём коллективной помощи наиболее ( ... )
Reply
Reply
Но тут видишь, история нам не дала хороших почв до тех пор, пока Россия не пришла на бывшее Дикое Поле. А это только начало XIX века. А до этого главенствующая задача была - выживать и развиваться на неблагоприятной местности. И община это почти гарантировала для всех её членов, которые по возрасту старше примерно 7-8 лет. И чтобы тонкий слой в столицах мог развиваться, экспериментировать и создавать культуру - нужен был прочный базис. И вот его-то и обеспечивала община. Так что, как ни крути, её историческая роль для России колоссальна.
Reply
Leave a comment