Лето 1945-го: курьерский поезд №1 Москва - Берлин

Jul 02, 2017 18:07

Любопытное открытие сделал, просматривая книгу транспортных расписаний 1945 года: оказывается, несмотря на небольшое количество пасс. поездов в СССР на тот момент уже летом этого же года на линии Москва - Варшава - Берлин был пущен регулярный поезд! Причём с наивысшей категорией - "курьерский", коих на сети НКПС летом 45-го было только два: ленинградская "Красная Стрела" и он. Судя по расписанию, он шёл по перешитой колее 1524 мм и нигде не менял тележек.



2. Табель-календарь в начале книги со списком праздников (куда уже попал День Победы 9 мая) говорит нам о том, что расписание было издано не ранее, чем в июле, учитывая издательский цикл.


3. И точно: справочник расписаний был подписан в печать в середине августа 1945-го (внизу дата 16.8.1945).


4. Расписание поезда. Интересно, что тогда же пустили поезд и на Кёнигсберг через Вильнюс (41-й пассажирский), хотя он тоже был взят только в апреле 1945-го. Значит, состояние путей и вокзала Кёнигсберга позволяло принимать и пропускать поезда.


Теперь о самом поезде №1/2. Он был высшей категории "курьерский", с вагоном-рестораном. Шёл до Берлина 72 часа, до Варшавы - 50 часов. Выходил со Смоленского вкз. Москвы по ПН, ЧТ, СБ следованием до Берлина; по ВТ, ПТ, ВС - до Варшавы. В среду не ходил. Выходил из Москвы в 2 часа дня, а обратный из Берлина - в 2.35 ночи по-московски, значит в 00:35 по среднеевропейскому вр.

Много частых "паровозных" стоянок (заправка водой, топлива и смена паровозов). Вот только от Москвы до Смоленска 6 промежуточных стоянок по 15 мин. и более: Кубинка, Можайск, Гжатск, Вязьма, Дорогобуж, Ярцево. Видимо, даже под курьерский поезд подавали легкие локомотивы с небольшим пробегом. До Минска - 11 таких стоянок. Интересно, что после Минска большой станцией ещё оставалось Негорелое, которая была пограничной станцией в 1921-39 гг. и где перед войной даже строили пункт смены тележек для международных поездов (правда, она не успела поработать по назначению).

В пограничном Бресте стоянка 2 часа: явно без смены тележек, только погранконтроль и таможня. Пункты перестановки там построили уже после войны. Следовательно, этот поезд шёл по перешитой для 1-го Белорусского фронта колее 1524 мм.

Далее Варшава: прибытие на Виленский вокзал. Т.е. именно Варшава-Виленская была пунктом, куда приходили поезда на широкой колее, как и при царе (1945-49, пока путь не перешили обратно на 1435 мм). Дальше загадка: в расписании обозначена Варшава-Марки, и время следования от В.-Виленской всего 6 мин. но пригород (небольшой городок) Марки находится довольно далеко от этого вокзала. Мне видится только один реально возможный вариант: на колею 1524 мм перешили северный ж/д проход через Вислу, по Гданьскому мосту, и станцией "Марки" обозначили ту, которая перед мостом на правом берегу Вислы (сейчас - Варшава-Зоо). Затем широкий путь советской колеи выходил по обходу на познаньский ход уже за Варшавой-Заходня. А центральный проход через Варшаву (Всходня - Центр - Заходня) либо был ещё разрушен к тому моменту и не действовал, либо был на евроколее и использовался для пригородных и внутрипольских пасс. перевозок существующим подвижным составом.

[UPD. Варшава-Виленская-Марки находится рядом с Виленской и там производилась смена направления движения с уходом на Гданьский мост и далее на Варшаву-Гданьску]

Наконец, в Берлин поезд приходил на Силезский вокзал (нынешний Остбанхоф). Если так, то он уже летом 1945 был пригоден для приёма поездов и перешивка колеи на широкую была проведена именно для этого входа в бывшую столицу Третьего рейха. Остается, правда, вопрос, каким маршрутом ехал сталинский поезд на Потсдамскую конференцию и перешивали ли для этого путь до Потсдама? Если привязываться к фото на "Паровозе ИС" , атрибутированное как "Тепловоз Да20-27 с поездом правительственной делегации СССР на ст. Потсдам", то да - перешивали. Но точного подтверждения ориентиром, что это именно ст. Потсдам, на фото не видно.


PS. А вот изображений курьерского поезда №1 Москва - Берлин я не нашёл никаких, ни в одном известном мне источнике. Но он ходил уже летом 1945-го: НКПС СССР под руководством И.В. Ковалёва запустил его на перешитую линию почти сразу после Победы. Удивительно, но факт!

железные дороги, Берлин, анализ, уход в историю, Москва, Варшава, Советский Союз

Previous post Next post
Up