XLIX - Москва - Ницца. По исторической Варшаво-Венской линии

May 24, 2016 14:03

Переставив тележки на евроколею в Бресте в районе полуночи, дальний поезд №17 проходит польскую границу уже ближе к двум часам ночи. Варшава в таком раскладе проследуется посреди ночи, все спят; а утро пассажиров застаёт в Силезском промышленном районе, на юго-западе страны. Польша там уже на исходе, и близко чешская граница. В частности, я проснулся аккурат на стоянке в городе Катовице. Пока очухался, умылся - мы уже и отправились.

Далее поезд идёт весьма примечательным путём - исторической Варшаво-Венской линией, второй по времени постройки в Российской империи (1840-1848, после Царскосельской) и одной из первых в Габсбургской монархии. Признаться, в пути я не сразу понял, что это за трасса - но когда стал разглядывать карту Rail Map of Europe от Томаса Кука, сразу всё встало на свои места. Линия магистральная, поезд там идёт быстро - этим коротким "пояском" через Моравию, на Вену.

На граничных станциях в Чехии - Богумин и Бржецлав - поезд имеет большие остановки на смену локомотива. На первой из них мы прощаемся с польским электровозом, а на второй - встречаемся с австрийским от ÖBB. А первая из них - Богумин, бывший Одерберг при Габсбургах - к тому же имеет ещё и колоритный австро-венгерский вокзал "с крылышками". Давайте-ка всё это и посмотрим :)


Слева стоит поезд на Венгрию, справа - на Францию через Австрию, наш


Сперва карта, как водится.
Итак, я вырезал из транспортной карты Пруссии и Австрии 1849 года этот фрагмент для понимания пути. С железкой в Европе к этому году было ещё негусто, как видите. Варшаво-Венская линия (ранний её вариант) отмечена красным поверх черного. Строилась она с 1840-го и в 1848-м была уже соединена с Верхнесилезской линией Австрийской монархии - на 3 года раньше открытия Петербурго-Московской линии. Так что она - хронологически вторая линия Российской империи. Изначально строилась на колее 1435 мм, от Венского вокзала Варшавы, снесённого при Пилсудском - при постройке сквозного ж/д прохода. 1 - Одерберг (Богумин), 2 - Лунденбург (Бржецлав).


Как именно идёт ниццеанский поезд от Варшавы на Катовице, я к сожалению, не отследил - там есть два варианта. Один через Ченстохову, по старой исторической линии; а второй - прямой, по новой короткой линии и гораздо более поздний по времени постройки. Зато от Катовиц мы следуем именно по Варшаво-Венской линии - на Богумин (Одерберг) и затем на Вену. Границы тут давно и не раз перекроены за 160 лет, и сейчас последняя польская станция на юго-западе - Зебжидовице.

2. Вот она, эта самая Зебжидовице. Унылейший коробчатый вокзал, как водится в провинциальной Польше.


3. Вдалеке стоят локомотивы PKP Cargo - грузового дивизиона польских ж.д.


4. Чадит зачуханный польский маневровщик. Ну, до свиданья, Польша! :)


5. И здравствуй, Чехия! Это уже подход к Богумину.


6. Втягиваемся на станцию. Тут большая стоянка, 31 минуту. Можно не спеша погулять и осмотреть окрестности - чем я и занялся. Выйдя из вагона, сразу заметил изменение в составе - к нам прицепили белый польский вагон-ресторан компании Wars. Сделали это ночью, в Варшаве-Всходне и поэтому я его ещё не видел.


7. Богумин - важный ж/д узел Чехии, тут проходит много поездов и трафик весьма напряженный.


7а. Да у него даже и флаг "железнодорожный":


8. Наш поезд показан назначением как Инсбрук - Ницца. А соседний идёт на Брно - буквально через 3 минуты после снимка отправится.


9. Всё, ушёл. Остался соседний, который стоит на первом пути. Этот идёт через Остраву куда-то дальше.


10. Поскольку в Чехии сейчас идёт чемпионат мира, то и поезд на Остраву соответственно "хоккеизирован" :)


11. Ещё...


12. ...и ещё. Смотрится симпатично. Кстати, что означает надпись в рамке [R 190м], кто в курсе?
UPD. Радиус кривой. А по кривой радиусом 150 метров можно следовать не быстрее 10 км/ч.


13. Платформ в Богумине много, вот на восьмой путь приходит какой-то ещё поезд (вид от вокзала в другую сторону).


14. Ну а я ныряю в подземный переход и иду смотреть старый вокзал. И он меня неожиданно встречает... огромными внутренними объёмами, при очень скромном внешне по габаритам здании. Вот уж бы не подумал! Оказалось, что помещения вокзала частично утоплены к уровню земли.


15. Стиль модерн начала века, его ни с чем не спутаешь. Точней, тут - сецессион.


16. Многочисленные австро-венгерские "колёсики" в оформлении - тоже примета того времени. Вот оно, крупно.


17. Полутёмно, стильно, солидно. Можно было, конечно, остаться тут и разглядывать детали, но времени мало. Пойду на привокзальную площадь.


18. Выхожу наружу. Вокзал со стороны привокзальной пл. тоже смотрится очень скромно, и ни за что не подумаешь, что внутри там такие величественные объёмы.


19. Тихая, мирная жизнь. В сквере рядом щебечут птички, на автобусной остановке - вальяжные пассажиры. Никто не торопится, тишина, никакой суеты.


20. Ладно, надо идти обратно. Тут хорошо, но поезд - лучше :)


21. Вернулся на свою платформу, "хоккейный" поезд на Остраву уже ушёл.


22. Мусор тут сортируют ажно по пяти (!) видам.


23. Наш поезд и мой вагон. Он после Бреста стал хвостовой, очень круто! Внимательные читатели могут тут также увидеть ту самую винтовую стяжечку, 4 тормозные магистрали и 1 энергетическую.


24. Уехали, движемся по Чехии. А из моего вагона теперь можно наблюдать вот такие виды. Стоишь в хвостовом тамбуре и наслаждаешься убегающей стальной лентой :)


25. Старое станционное здание, явно габсбургской постройки.


26. Это уже Пршеров (Прерау), в серединке моравского ж/д пояска, которым мы движемся. Ровно сутки, как мы отправились из Москвы.


27. Весело раскрашенные электровозики на боковых путях.


28. По пути - поля, но не рапса, а солнечных батарей. Экология, Явроппа...)


29. На полной скорости проскакиваем Недаконице. А я стою и фтыкаю в рельсовые виды, из тамбура.


30. Чехия пролетела очень быстро, вот уже и северная горловина Бржецлава, пограничной станции на юге страны. Двигались через Моравию всего 1 час 45 минут, от переприцепки до переприцепки.


31. Тут индустриальные пейзажи.


32. Вокзал Бржецлав. Этот, скорей всего, уже межвоенный, а то и послевоенный (точно не понял.)


33. Здась нас показывают как Сан-Ремо - Ницца. Соседний состав готовится отправляться в Венгрию.


34. Пассажиры у нас резко отличаются от внутрироссийских - по виду и по стилю. Что неудивительно)


35. Вокзал поближе. Довольно уныл по виду.


36. Внутри тоже что-то такое, более современное - возможно, времён ЧССР 1960-х. Вот такая мозаика.


37. Текущие поезда через станцию. Наша стоянка тут - аж 34 минуты. Как раз пока я ходил на вокзал, отцепили "чеха" и прицепили "австрийца".


38. Привокзальная площадь, в противоположность Богумину, оказалась тут какой-то облезло-унылой.


39. Реально всё облезлое. Что же они не следят за городком близ австрийской границы?


40. Возвращаюсь обратно. Рядом с нами поезд готов к отправлению на Будапешт.


41. А этот - уже наш поезд. Прицепили австрийский электровоз, который поведёт нас теперь до Инсбрука.


42. Польский вагон-ресторан через 1 вагон от меня. Надо бы его сейчас протестировать :)


43. Едем дальше. Сразу при отправлении я закочегарил и смартфон с GPS, и планшет, с целью увидеть место пересечения чешско-австрийской границы или хотя бы какой-то завалящий указатель. Но не было ничего вообще, и в месте пересечения был вот такой совершенно ординарный пейзаж с полем.


Итак, мы в Австрии. Это, пожалуй, самый интересный участок пути, который мы будем проходить почти 10 часов, постепенно забираясь в альпийские перевалы. Но об этом - позже. А в следующей серии мы посмотрим польский вагон-ресторан и попробуем предлагаемую им еду :)

Содержание цикла "Большая Европа по диагонали"

Бржецлав, Польша, железные дороги, архитектура, Чехия, Богумин, Большая Европа по диагонали

Previous post Next post
Up