Была одно время у меня красная деревянная рамочка для фотографий, вместо снимков в нее помещались изображения достопримечательностей, которые очень бы хотелось увидеть. Сначала свое место в ней занял Калининградский кафедральный собор, затем костел Святой Анны, тот который находится в Вильнюсе, потом Стамбульская Айя София. Рамочка исправно справлялась со своей задачей, стоило поместить в нее картинку, через пару месяцев предоставлялась возможность посетить загаданное место. Сейчас, она либо безвозвратно утеряна, либо лежит в ворохе личных вещей, оставленных у родителей, но я все-таки мысленно продолжаю ставить в нее картинки, и вот в очередной раз она не подвела. Пять месяцев назад в рамку была помещена фотография Мирского замка, это удивительное местечко находится недалеко от Минска и вот на новогодних каникулах мечта сбылась, мне удалось посетить Беларусь, а вместе с ней и сам замок.
Посещение замка пришлось на последний день нашего путешествия, но он стал поистине одним из самых ярких и пролетел, как это бывает в подобных ситуациях, незаметно.
Чтоб посещение замка навсегда осталось в памяти, а впечатления не поблекли от времени, нужно зафиксировать то, что я смогла узнать и увидеть, к тому же удалось сделать фотографии, которыми хотелось бы поделиться.
От Минска до городка под названием Мир примерно 90 км, автобус идет около двух часов, на месте мы были в час дня. Обратно ехали уже на последнем автобусе в шесть часов вечера. Сразу скажу, что отведенного времени на полноценное освоение замка и окрестностей недостаточно, к тому же само место располагает к неспешным прогулкам держась за ручку, размышлениям, долгому созерцанию водной глади пруда и отражающегося в нем замка.
Мирский замок строился в период с 1506 по 1510 года на месте господского дома князя Юрия Ильинича, и принадлежал ему до 1568 года, затем, перешел во владение Радзивиллов. С конца XVIII в. был у графов и князей Гогенлоэ, Берленбургов, Витгенштейнов, а со второй половины XIX в. и до 1939 года - у князей Святополк-Мирских.
В плане он напоминает несколько перекошенный четырехугольник. На каждом углу, выступая за периметр стен, возвышается мощная башня. Пятая - въездная - брама размещена в центре западной стены, обращенной к городу. В глубине двора стоит трехэтажный дворец, пристроенный к северной и восточной стенам замка. Сейчас в нем располагается музей с постоянной экспозицией и гостиница. Идеально было бы включить в план посещения этого места ночевку в отеле, но судя по интерьерам номеров, это могло бы вылететь в копеечку, да и времени на тот момент у нас уже не оставалось. А вот с богатой экспозицией музея мы с удовольствием познакомились.
Первый зал посвящен замкам Беларуси, здесь можно увидеть макет самого Мирского замка, прототип «Старого Замка» XVI в., который находится в Гродно, копию церкви Михаила Архангела XVI в., а также костела Иоанна Крестителя нач. XVII в.
Дальше мы прошли по залам владельцев замка, где располагаются их портреты, генеалогические древа, и личные вещи. Заглянули в кабинет, библиотеку и оружейную князя Михаила Святополк-Мирского.
Полюбовались реконструкцией интерьера портретного зала 1740-1750 годов, столовой избы образца XVI - XVII в.
Спустились в подземелье замка, где за надежными дверями хранились алкогольные напитки, эти помещения особенно колоритны, в полумраке проступают очертания пивных бочек, на стеллажах аккуратно уложены винные бутылки, хранящие на себе пыль веков.
В углу стоит грубо сколоченный дубовый стол, в бытность князей, он наверняка редко пустовал.
Так же, в подземелье, находится кухонная изба, так называлась столовая для служащих замка, конечно, здесь на столах уже не появлялось ни изысканных вин, ни заморских деликатесов. Блюда были весьма скромные, но именно они впоследствии стали «фундаментом» белорусской кухни. И если верить легенде, то традиционные белорусские драники впервые были приготовлены во второй половине XVIII столетия именно в такой кухонной избе. Картофель тогда был редкостью, и пока знатные гурманы вкушали его отборные запеченные «плоды», повар собрал оставшуюся мелочь, растер, добавил муки и испек блины для гостей «простого звания».
С этими комнатами также соседствует кладовая, весовая и помещение для обработки продуктов.
Прогулявшись по залам музея, мы перелистали историю Мирского замка, но еще одна страница её, на мой взгляд, самая печальная и страшная, осталась, не прочитана…
В 2011 году в стенах замка была открыта экспозиция местного гетто. Как известно, на протяжении долго времени всю территорию Белоруссии плотно населяли евреи, и Мир не был исключением, здесь располагалась крупная община, которая занималась вопросами религии, медицины, торговли. В лавках всегда можно было найти редкие товары из многих европейских стран, со всех белорусских земель в Мир съезжались за покупками.
Во время захвата города немцами, в июне 1941 года, в городе насчитывалось около трех с половиной тысяч евреев. Путем перекрытия нескольких улиц, было организованно местное гетто, и уже через месяц начались первые расстрелы.
Когда евреев осталось около тысячи, их разместили в Мирском замке, где до этого содержались советские военнопленные. Вспоминая нашу прогулку по замку, по его тесным темным подземельям и башням с узкими винтовыми лестницами, становится страшно от условий, в которых содержались несчастные. На тысячу человек был только один колодец, на одного человека приходилось меньше квадратного метра личного пространства, и это уже не говоря о постоянном голоде и страхе, в котором жили люди.
Спустя некоторое время после переселения, молодежь замыслила побег, к тому же молодые люди получили оружие и информацию о скором уничтожении гетто от еврея Освальда Руфайзена. Освальд представился как немец, родившийся на территории другой страны, и получил работу переводчиком в местной жандармерии, так он смог помогать своим менее удачливым собратьям. Его жизни посвящена книга Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Мирское гетто просуществовало три месяца, в итоге из трех с половиной тысяч евреев в живых осталось около сорока человек.
Представляя весь этот кошмар становиться очень тяжело, конечно, сейчас уже ничего кроме скромной экспозиции, посвященной тем событиям, не напоминает о случившемся, но складывается такое впечатление, что само место - замок, парк, пруд, хранят траур по местным жителям.