В начале этого года мы посетили в Беларуси
местечко под названием Мир. Там находится один из красивейших замков Восточной Европы. Прогулявшись по залам музея, помокнув под дождем возле елки во дворе замка, мы обнаружили ещё одну дверь, также ведущую в выставочное помещение. Там располагалась экспозиция, посвященная еврейскому гетто. Замок имеет богатую историю, но события, происходящие во время Второй мировой войны, самые страшные, что могли запомнить древние стены.
Уже после возвращения домой мне хотелось посвятить отдельную публикацию этой теме, но вернувшись и, написав пару основных отчетов о поездке, как-то это желание затерялось в ворохе дел, которые, как правило, обрушиваются на вас после отпуска. Но недавний диалог с
blacktroll в теме о Виленском гетто, совершенно внезапно стряхнул годовую пыль с этой задумки. И вот я уже разбираю свои старые малочисленные кадры выставочного помещения, упрашиваю Лёшу обработать пару его фотографий, просматриваю материал на заданную тему и пишу эти строки.
События, которые происходили с еврейской нацией в XX веке, меня интересуют давно. Одно время я хотела серьезно заняться изучением этой темы, чтобы, так сказать, расставить для себя все точки над i. Но пришлось быстро отказаться от этой идеи, ибо тема настолько масштабная и неподъемная, что я даже не знала с какой стороны к ней подступиться. Ведь единой истории еврейская диаспора не имеет, хотя бы потому, что множественные общины находились на территориях различных стран Европы. Стоит ли говорить, что и каждое гетто писало индивидуальную историю, со своими героями и злодеями. Но написав недавно о Виленском гетто, я поняла, что ужасный калейдоскоп трагедии складывается именно из таких кусочков. И если последовательно изучать анналы каждого гетто, в итоге все части исторического пазла сложатся в единую картину.
Рассказ о евреях Мира я, пожалуй, начну несколько издалека. Ведь для меня интерес представляет не только, как люди выживали в условиях геноцида, но и как складывалась их жизнь в непростой период кромсания границ европейских государств в довоенное время. События советско-польской войны значительным образом повлияли на миграционные процессы, на территории современной Беларуси. И самой пострадавшей частью населения оказались евреи, лишь к моменту подписания Рижского договора в марте 1921 года, движение народных масс значительно ослабло. Напомню, что по итогам подписанного соглашения, Западные части Украины и Беларуси вошли в состав польского государства. Восточная часть Беларуси осталась под контролем Советского Союза. Если в начале XX века размещение евреев по территории государства было достаточно равномерным, то после советско-польской войны, значительная их часть оказалась на восточной стороне. Не сказать, что им там приходилось сладко, этот период характеризуется репрессиями, ссылками, но это уже касалось всего населения. Хотя, если бы репрессированные знали, с каким ужасом столкнуться их соотечественники спустя несколько лет, может быть, они посчитали бы, что им повезло.
Межвоенный период жизни евреев Восточной Беларуси характеризуется урбанизацией, тогда как уровень внутренней миграции в западной её части оставался незначительным. Евреи Западной Беларуси старались сохранять традиционный уклад своих поселений - штетлов. Пытаясь оправиться от бед, причиненных войной, и приспособиться к новой власти, наступил ещё более страшный период в истории еврейского народа. Началась Вторая мировая война.
27 июня 1941 года фашисты захватили Мир, где на тот момент проживало 3,5 тыс. евреев. Ну а дальше события начинаю развиваться по традиционному сценарию. Гитлеровцы оцепляют несколько улиц, сгоняют туда местное население и уже через месяц начинаются первые казни. Почти год люди с желтыми нашивками должны были жить в постоянном страхе, зажатые рамками порой абсурдных правил. Доведя численность еврейского населения до 1 тыс. их переселяют в замок. Место, бывшее роскошной резиденцией князей, становится последним пристанищем для сотен, измотанных страхом и унижениями, людей. Замок может показаться огромным для пары десятков человек, но для тысячи он становится сродни спичечному коробку. На каждого приходилось лишь по одному квадратному метру пространства, воды в колодце на всех не хватало, в помещениях стоял ужасный смрад. Но даже в этих условиях, люди не теряли надежды, они пытались наладить быть в сложившихся обстоятельствах, был даже организован молельный уголок.
И вот здесь я задаюсь главным вопросом, мучающим меня, почему люди, отважившиеся на духовное сопротивление, о чем свидетельствует организация жизни в гетто, не способны были противостоять врагам в открытую. Почему абсолютное большинство смирилось со своей участью и плыло по течению? Почему не защищали самое дорогое, что есть у человека, свою жизнь? Просмотрев множество записей с интервью очевидцев тех лет, делаешь вывод, что шанс спастись был. Также они могли организовать сопротивление, дать отпор врагу. К тому же в Беларуси было организовано активное партизанское движение, убежав из гетто, люди могли найти приют у партизан. В отличие от гетто в Литве, когда бежать, по сути, было некуда и не к кому. Увы, пока я не могу найти для себя ответов на озвученные вопросы, но подобная публикация не последняя, надеюсь, я приду к определенному выводу, либо его подскажет кто-то из читателей.
Итак, тысяча человек находится в заточении в замке. Из них спасается лишь сорок, все эти люди убегают из гетто накануне его ликвидации 13 августа 1942 года. В основном это была молодежь, которая получила оружие и информацию о намерениях фашистов от еврея Освальда Руфайзена. Скрывая свою национальность, он работал переводчиком в местной полиции. Этот человек стал прототипом героя романа Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», год назад книгу я прочитала, но, к сожалению, она меня не впечатлила. Видимо я обманулась в ожиданиях. Роман подразумевался как исключительно биографический, автор изучила множество архивных документов, в том числе писем, и, уповая на это, я с энтузиазмом взялась за чтение. Но уже с первых страниц поняла, что фигура Освальда в романе слишком мифологизирована, а это немного не то, что мне хотелось прочитать о нём. Тем не менее, человек такой в действительности существовал и оказывал посильную помощь своим менее удачливым соотечественникам.
Недавно, обсуждая на работе события военных лет, один из моих коллег заметил, что «уж больно много внимания уделяется этим евреям, все почему-то забывают, что помимо них была уничтожена масса советских людей». Сейчас, думая об этом, я понимаю, что, действительно, например, тема Освенцима больше на слуху, чем допустим трагедия, произошедшая в Хатыни. Но то, что мы не забываем о геноциде еврейского народа, заслуга исключительно Израиля. В первые десятилетия после войны, была проделана огромная работа по поимке нацистских преступников, осуществлялась грандиозная поддержка пострадавшим, выплачивались огромные суммы в качестве благодарности людям, оказавшим помощь евреям в то нелегкое время. Заметьте, это были не грамоты, которые у нас так любят раздавать, а реальная помощь. Вот и сейчас ведется мощная просветительская работа, кстати, в рамках неё и была открыта экспозиция в Мирском замке. И именно благодаря этой выставке мы узнали о событиях, происходящих здесь более семидесяти лет назад.