Специально для
https://vk.com/stepan_demura Читаем вместе с парфюмером
книги в кратком изложении. Какие опасности несет в себе глобализация? Как взаимосвязанность элементов систем меняет природу рисков? Какие действия смогут снизить риски.? Что если под угрозой окажется глобальная экономика? Бывший вице-президент Всемирного банка Иэн Голдин и профессор Майк Мариатасан утверждают, что современный мир стал более сложным и взаимосвязанным. Это не только порождает новые возможности, но и создает новые риски. Название книги отсылает нас к работам Эдварда Лоренца, посвященным сложным системам в его концепции взмах крыльев бабочки на одном континенте может привести к урагану на другом - так возникает “эффект бабочки”. Но сегодня риски стали системными, а последствия кризисов распространяются по всему миру непредсказуемо и нелинейно. Угрозы, с которыми сталкиваются люди, больше нельзя отнести к числу локальных или изолированных. Безусловно, это не единственная книга, в которой высказывается мысль о том, что усложнение системы и рост числа связей внутри нее повышает ее уязвимость, но труд Голдина и Мариатасана отличается академической основательностью и обилием примеров. Финпарфюмер рекомендует его главам компаний, инвесторам, а также всем, кто интересуется сложными системами, глобализацией, риском, системным мышлением и выживанием в современном мире.
Глобализация и ее негативные последствия. С развитием процесса глобализации уровень сложности систем и взаимосвязанности их элементов повышается, что несет в себе новые угрозы для всего мира. События, произошедшие в одной стране, оказывают влияние на все остальные страны. Проблемы, с которыми сталкиваются люди, не имеют национальных границ. Сценарии, по которым развиваются события, становятся все более непредсказуемыми и запутанными. Вполне, казалось бы, логичные с точки зрения одного человека действия могут приводить к масштабным трагедиям типа “трагедии общин”. Простой пример желание каждого человека выловить как можно больше рыбы приводит к ее исчезновению из водоема, а значит, и к голоду всех членов местного сообщества. В мире, где все взаимосвязано, любые действия могут вызвать события, последовательность которых не будет линейной. Поэтому планировать что-либо становится крайне трудно.
Основные идеи книги
Глобализация приводит к фундаментальным изменениям в экономике и обществе. Из-за глобализации меняется природа рисков. Их труднее обнаружить и оценить. Системы усложняются, все их элементы становятся взаимосвязанными. В мире растет опасность системного коллапса. В случае системных рисков стандартная формула “риск равен угрозе, умноженной на уязвимость” неприменима. Кризисные явления распространяются по сверхсвязанному миру, затрагивая людей, далеких от первоначального очага. Концентрация жизненно важных отраслей в одном месте умножает риски события в Нью-Йорке влияют на мировую экономику, наводнения в Таиланде угрожают международному компьютерному бизнесу. Стратегические звенья глобальной транспортной сети пропускают через себя огромные потоки товаров с минимальным пределом погрешности. Бережливые методы, такие как снижение до минимума запасов сырья или продукции, подходят для спокойных времен, но не оставляют вариантов действий в случае кризиса. Опасность для бизнеса представляют стандартизированный подход к менеджменту и унифицированное бизнес-образование. Справиться с системными рисками помогут международное сотрудничество, выделение средств на прогнозирование рисков и частно-государственные партнерства.
В современном интегрированном обществе гораздо проще устанавливаются связи. Благодаря мобильным телефонам и поисковой системе Google африканские племена получают нужную информацию быстрее, чем двадцать лет назад президент США. Глобализация привела к беспрепятственному движению трансграничных потоков людей, товаров, информации, услуг и культурных традиций. Компьютерные технологии ускоряют процессы установления новых связей и добавляют явлению взаимосвязанности новые черты. Распад Советского Союза, окончание холодной войны, улучшение отношений между Западом и Китаем, распространение демократии привели к тому, что все больше стран открываются для процессов глобализации. А затем каждая из них начинает играть более активную роль в мировой экономике.
“Международные организации не спешат признавать фундаментальные изменения в природе системных рисков, вызванные глобализацией”.
Взаимосвязанность и риск
Глобализация изменила природу риска. Принимать решения стало сложнее. Стандартные определения риска применимы только в хорошо известных условиях с линейными причинно-следственными связями. При таких условиях можно перечислить возможные угрозы и вычислить вероятность того или иного развития событий для каждой группы людей или объекта инфраструктуры. К ним применима формула “риск равен угрозе, умноженной на уязвимость”. Эта формула позволяет снизить рассчитанные риски или застраховаться от возможного связанного с ними ущерба.
“Игнорирование обществом системных рисков несет в себе нешуточную угрозу”.
В сложных взаимосвязанных системах оценивать выявленные риски становится все труднее, о других же просто ничего до поры до времени не известно. В таких условиях необходимо учитывать не только индивидуальные, но и системные риски, или, другими словами, вероятность распада всей системы. “Макрошок” приводит к каскадному эффекту - последовательности масштабных сбоев по всей системе. Ситуация усугубляется, если разные составные части целого подвержены одним и тем же рискам. В такой системе сбои распространяются чрезвычайно быстро; элементы лавинообразно выходят из строя, и в итоге вся система разрушается, поскольку в ней не заложена способность противостоять внешним воздействиям.
Сегодня мир подвергается более значительным, чем в предшествующие эпохи, “векторным рискам”. Основные центры финансовой системы - Нью-Йорк и Лондон; информационные технологии сосредоточены в Кремниевой долине; около 40% всех жестких дисков производятся в Таиланде. Любые потрясения в этих местах создают шок для глобальной экономики.
“Масштаб последствий природных и других катастроф зависит от роста населения, экономического роста, а также мер, принимаемых государством для защиты отдельных людей и населения в целом от риска”.
Финансовая система
Хорошим примером как успехов глобализации, так и последствий системных сбоев может служить мировая финансовая система. Финансовый мир получил много преимуществ от использования новых технологий. Но кризис 2008 года показал, какими последствиями грозит распространение по системе рисков нового типа, о которых мало что известно. Признаки системного риска проявились еще до 2008 года, и причиной его была именно та технология, которая дала возможность интегрировать различных рыночных игроков и совершать финансовые транзакции с высокой скоростью. Скорость усугубила последствия ошибок, совершаемых человеком, - например, “ошибок толстого пальца”, когда кто-то случайно набирает неправильное число и мгновенно покупает в 10 раз больше акций, чем собирался.
“Неустойчивость природных условий может привести к серьезным системным последствиям для здравоохранения, систем обеспечения продовольствием и, как можно наблюдать на примере климатических изменений, для городов и стран”.
Между 1990 и 2010 годами объем торгов акциями и облигациями вырос с 261 до 356% глобального ВВП. Объем выданных кредитов увеличился втрое. Если в 1990 году три крупнейших американских банка контролировали 10% рынка, то к 2008 году их доля достигла 40%. Доля трех крупнейших британских банков возросла с 50% в 1997 году до 80% в 2008-м. Такая концентрация власти в банковской сфере гарантирует, что в случае кризиса им на помощь придут правительства.
“Золотая декада” (с 1998 по 2007 год) привела к росту секьюритизации и широкому распространению производных финансовых инструментов. Ослабление регулирования позволило банкам переупаковывать долги и повышать рейтинги рискованных инвестиций. Структура таких инвестиций маскировала риски, и поэтому система оказалась не в состоянии правильно их оценивать. В схемах вознаграждения топ-менеджеров и трейдеров первостепенное значение придавалось краткосрочной выгоде, а не долгосрочной устойчивости, что сделало всю систему менее стабильной. Финансовые сообщества извлекли из кризиса несколько уроков. Чтобы добиться устойчивости финансовой системы, необходимо создать механизмы изучения сложных систем и выявления их уязвимостей. Финансовую отрасль следует анализировать как цельную систему, а не по отдельным ее частям.
“Риск, связанный с окружающей средой, можно описать двумя разными способами экосистема несет в себе опасности, но и сама находится под угрозой”.
Угрозы для цепочек поставок, инфраструктуры и транспорта
Расширение систем поставок одновременно способствует глобализации и зависит от нее. По мере добавления к цепочкам новых звеньев местные события оказывают на систему поставок все большее воздействие. Так, пожар на фабрике полупроводников в Нью-Мехико в 2000 году нанес ущерб телекоммуникационным компаниям в Европе. Политические перемены часто приводят к удлинению цепочек поставок и, соответственно, появлению новых рисков.
“Различия между катастрофами природного и техногенного происхождения все больше стираются”.
Многосторонние соглашения, такие как ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и международные организации, такие как ВТО, облегчили международную торговлю. Участвующие в них страны отреагировали снижением барьеров и сокращением протекционистских тарифов. Инвесторы стали еще активнее расширять свою географию, отдавая предпочтение странам с наименьшими издержками. Компании сегодня поставляют свои товары в любую точку мира; с 1998 по 2008 год объемы контейнерных перевозок увеличились в семь раз. Упрощению обмена информацией и еще большему удлинению цепочек поставок способствует развитие Интернета.
Компании и страны не могут оставлять без внимания риски, связанные с транспортом. Современная транспортная сеть работает на пределе возможностей. Ее стратегические звенья, такие как чикагский аэропорт О’Хара или Суэцкий канал, пропускают через себя огромные потоки товаров с минимальным пределом погрешности. Устаревшие, не контролируемые должным образом транспортные системы несут в себе риски сбоев с разрушительными последствиями. Подобные риски растут и в других частях глобальной инфраструктуры, таких как перегруженные электрические и телекоммуникационные сети.
“Глобализация привела к росту неравенства как внутри стран, так и между странами”.
Риски в цепочках поставок отчасти порождены прошлыми успехами в их управлении. В послевоенные годы компания Toyota добилась небывалых результатов благодаря бережливым методам производства. Toyota передала производство компонентов на аутсорсинг, а складские запасы свела к минимуму. Практику бережливости стали перенимать компании по всему миру. Многие производственные логистические системы стали функционировать на пределе эффективности. В спокойные времена это работает, но в случае кризиса у компаний не оказывается необходимых резервов.
“Распространение бизнес-образования приводит к стандартизации и использованию одних и тех же моделей управления рисками”.
Адептам бережливого менеджмента следует поучиться у природы и провести различие между системами, обладающими прочностью, и системами, способными к приспособлению и восстановлению при изменении внешних условий. Коралловый риф выдерживает внешние воздействия благодаря необходимому запасу внутренней прочности; другие морские организмы к ним приспосабливаются - например за счет модульного строения. Перенеся эту аналогию на мир логистики, можно видеть, что второй вариант, создание различных гибких структур, - дешевле и эффективнее первого (создания запасов). Но использовать необходимо оба. Бизнесу нужно осознать, с какими рисками он сталкивается, и разнообразить свои методы.
Мало кто задумывается, какую опасность для бизнеса представляет стандартизированный подход к менеджменту. Специальное образование часто ценится выше практического опыта. Но ведь программы обучения в бизнес-школах по всему миру очень похожи, и, следовательно, выпускники склонны думать и действовать одинаково. Во время кризиса они едва ли смогут придумать или предложить широкий спектр возможных решений.
“Глобализация, рост населения и урбанизация способствуют распространению инфекционных заболеваний”.
Угрозы для здоровья людей и окружающей среды
Рост населения приводит к повышению вероятности распространения опасных болезней. Люди стали больше путешествовать, а значит, сталкиваются с инфекционными заболеваниями чаще, чем к этому приспособлена иммунная система человека. В условиях концентрации населения эпидемии не только проще начинаются, но и быстрее распространяются к 2025 году 70% населения Земли будет жить в городах, многие из которых будут перенаселены. Все больше людей будут проживать в антисанитарных условиях, без доступа к чистой воде и качественному медицинскому обслуживанию, что повысит риск пандемий, таких как СПИД, атипичная пневмония, свиной и птичий грипп. Необходимы современные системы раннего оповещения, чтобы врачи на местах могли своевременно получать информацию и координировать совместные действия, в том числе клинические исследования.
“Трудности, связанные с борьбой с эпидемиями, растут экспоненциально в зависимости от числа заразившихся людей”.
Чтобы снизить системные риски и научиться реагировать на события наднациональной значимости, правительствам разных стран необходимо подготовиться к двум типам экологического риска угрозам со стороны окружающей среды и угрозам для окружающей среды. Впрочем, различия между ними стираются к стихийным бедствиям, по крайней мере отчасти, ведет деятельность человека.
Погодные условия будут неизбежно становиться все более экстремальными. Последствия климатических изменений испытает множество людей. Растущая стоимость земли и строений увеличит ущерб от стихийных бедствий. Уже сегодня изменение климата порождает новые угрозы повышается уровень воды в мировом океане, участились катастрофические наводнения, летняя жара ежегодно уносит тысячи жизней. Бедные подвержены этим угрозам в большей степени, чем богатые. Стихийные бедствия имеют и вторичные последствия - нарушают движение товаров по цепочкам поставщиков и разрушают инфраструктуру. Из-за ухудшения экологии сокращается число биологических видов, в том числе обладающих медицинским и сельскохозяйственным потенциалом. Экосистема становится менее жизнестойкой.
“Главная цель этой книги предупредить лидеров правительств, бизнеса и общества, а также… граждан о том, что глобализация несет в себе системные риски”.
Социальные, экономические и политические последствия глобализации
В результате глобализации блага и льготы распределяются все более неравномерно. Доходы высококвалифицированных и обладающих компьютерными навыками работников постоянно растут. Зарплата менее квалифицированных или тех, кто не может использовать новые технологии, замораживается и даже падает. Глобализация усиливает неравенство граждан, а возможно ли говорить о равенстве стран В среднем дистанция между развивающимися и развитыми странами сократилась, однако экономики 20 беднейших стран значительно сжались. Чтобы обеспечить способность отдельных людей, институтов и стран противостоять потрясениям, процессы глобализации должны приносить пользу не только избранным.
“Увеличение числа взаимосвязей приводит к усложнению системы”.
Растущая культурная гомогенизация и распространение информации онлайн должны были бы приводить к укреплению связей между различными слоями общества. Но из-за глобализации поддерживать государство всеобщей социальной защищенности становится все сложнее и дороже, а это, наоборот, разрушает социальные связи. В ближайшие 15 с лишним лет средний класс будет расти во всем мире, что приведет к росту спроса на природные ресурсы. Если в 1820 году неравенство в доходах объяснялось на 88% принадлежностью к тому или иному классу и только на 12% - географическим фактором, то к 1992 году неравенство определялось географией уже на 60%, а классовой принадлежностью - лишь на 40%. Не исключено, что проблему имущественного расслоения можно облегчить с помощью управляемой миграции. Но страны с высоким уровнем неравенства, как правило, не готовы принимать иммигрантов. Различные группы во многих странах разжигают ксенофобию и национализм.
Как управлять системным риском
В современном глобальном мире основой государственного и межгосударственного управления должны стать “прозрачность, инклюзивность и жизнестойкость”. Большинство международных организаций были созданы в ответ на случившиеся кризисы или условия, которые к сегодняшнему дню уже изменились. Именно поэтому необходимы новые подходы, а также гибкость и ориентация на решение конкретных задач.
“Решения, принимаемые людьми и местными сообществами, могут иметь глобальные последствия. И наоборот, то, что происходит вдали, оказывает прямое влияние на каждого из нас, каждый день”.
Национальные правительства с глобализацией не справляются. Чтобы они могли успешно действовать в международных масштабах, необходима унификация юридической ответственности. Юридическую ответственность должен принять на себя и частный сектор. Бюджетные затраты должны быть приведены в соответствие с современными условиями и рисками. Следует вкладывать больше средств в предсказание рисков и предупреждение пандемий. На случай кризиса нужно создавать запасы и резервные системы. Межправительственные организации нового типа должны оперативнее реагировать на угрозы. Это значит, что регулирование должно быть упрощено, а управление должно стать более ответственным. Некоторые практики, такие как страхование рисков наводнений за счет государственных средств, приводят к нежелательным последствиям. Впрочем, не все проблемы должны решаться на глобальном уровне. Все, что можно решить на местном, именно так и должно решаться.
Об авторах
Иэн Голдин работал вице-президентом Всемирного банка с 2003 по 2006 год. Автор более 50 статей и 19 книг. Майк Мариатасан - профессор финансов Венского университета.
Добавиться в друзья можно вот тутПонравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже: