Войны капиталов. Борьба Востока и Запада за лидерство. Книга в кратком изложении за 10 минут

Nov 30, 2017 11:59

Специально для https://vk.com/stepan_demura На Западе слишком увлеклись ежеквартальной отчетностью. Пришла пора задуматься о долгосрочной перспективе. Книга Даниэля Пинто - результат внимательного изучения проблем, с которыми столкнулись западные страны, и стоящих перед ними задач. Пинто, которого отличает глубокое понимание устройства современного капитализма, не принимает ни сторону правых, призывающих ограничить роль государства, ни сторону левых, требующих усиления его роли. Он признает, что Китай и некоторые другие развивающиеся страны добились феноменальных темпов роста, несмотря на влияние государства. Среди болезней Запада, на которые он указывает, есть, к примеру, такая те руководители компаний, которые не смотрят дальше окончания ближайшего квартала, и ставят под угрозу свою карьеру. Как всегда придерживаясь политически нейтральных взглядов, рекомендую эту книгу всем тем кто задумывается об альтернативных вариантах современного западного капитализма.




Центр экономического влияния перемещается с Запада на Восток и отчасти на Юг. Великобритания и США, некогда считавшиеся родиной предпринимательства, растеряли свои преимущества. Сегодня на переднем крае развития оказались Индия, Китай и Бразилия. В новых мировых супердержавах не боятся рисковать, следуют принципам корпоративного управления, благоприятствующим предпринимательству, и готовы идти на личные жертвы. Западным странам есть чему у них поучиться. Между тем западные политики, граждане и топ-менеджеры продолжают жить в плену иллюзий. Работники убеждены, что обладают неотъемлемым правом на щедрые пенсии, несмотря на то что ни государство, ни работодатели не могут себе этого уже позволить. Руководители компаний обманывают себя, считая, что смогут и дальше управлять по старинке, хотя их бизнес-модели на глазах теряют опоры.

Как западные страны в последние годы замедлили темпы роста? Почему развивающиеся страны вырываются вперед?
Как США и Западной Европе вернуть утраченные позиции?

Основные идеи книги
США и Великобритания, считавшиеся родиной предпринимательства, утратили передовые позиции. Каким будет будущее капитализма, можно увидеть на примерах Китая, Индии и Бразилии. США и Западная Европа обременены обязательствами социальной защиты населения, которые становится все сложнее выполнять. Успехи китайских и российских “государственно-предпринимательских” компаний заставляют сторонников свободного рынка пересматривать свои позиции в отношении государственного вмешательства в экономику. Привычка мыслить в краткосрочной перспективе ставит под угрозу возможности продолжительного экономического роста на Западе. Советы директоров наказывают руководителей компаний за смелость решений и ориентацию на долгосрочные результаты. Западный капитализм был построен на треугольнике сил предприниматель - государство - финансовые рынки. Сейчас баланс сместился в сторону финансов. Система вознаграждения руководителей не мотивирует их работать в долгосрочных интересах компаний. Генеральных директоров публичных компаний нужно обязать инвестировать 10% собственных ликвидных активов в акции управляемой ими компании. Членам советов директоров публичных компаний часто не хватает знания отрасли.

“Мир нужно видеть таким, какой он есть, никогда не теряя при этом надежды его изменить”.

Возьмем сталелитейную промышленность. Лакшми Миттал застал врасплох своих неповоротливых конкурентов, совершив настоящий переворот на мировом рынке стали. Он начал с одного-единственного сталелитейного завода в Индонезии и за три десятка лет создал ведущий в мире конгломерат. Когда в 2006 году Миттал предложил закрыть две устаревшие домны во Франции, разразился скандал - политики стали угрожать ему национализацией. Поддержание на плаву безнадежных в финансовом плане предприятий может казаться актом сострадания, но на самом деле такие бесхарактерность и лень привели к исчезновению миллионов рабочих мест на некогда процветавшем Западе.

“Навязав заинтересованным сторонам систему, раздираемую разнонаправленными интересами и помешанную на немедленных результатах, западный капитализм по сути совершает самоубийство”.

С 1980 по 2011 годы экономика Китая росла в среднем на 10% ежегодно, а в США, Великобритании и Франции в тот же период рост не превышал 3%. Правительства западных держав стали выполнять функции “государства-няньки”, всеми силами поддерживая существующий уровень жизни населения. Это привело к огромному росту бюджетных расходов. В Великобритании в 2012 году расходы госбюджета составили 45% ВВП, во Франции - 54%. В США это были скромные, на первый взгляд, 35%, но нужно учитывать, что экономика США во многом зависит от частного долга, в том числе ипотечных и потребительских кредитов.

“Резкий рост безработицы среди молодежи и грядущее банкротство государственных пенсионных схем во многих западных странах запустили процесс общественного упадка”.

Великая рецессия
Экономика США и Западной Европы оказалась под гнетом иррационального общественного договора. Западные страны создали системы всеобъемлющей социальной защиты населения, которые могут содержать лишь при условии высоких темпов экономического роста. Но в последние годы темпы роста замедлились до 1-2%, и социальные обещания стали трудновыполнимыми. Слабые места Запада показала начавшаяся в 2008 году рецессия. Резко возросла безработица среди молодежи. Уровень благосостояния среднего класса значительно снизился. Доходы американцев достигли пика в 1999 году и с тех пор неуклонно снижаются. Однако самые состоятельные американцы продолжают чувствовать себя хорошо. Богатые становятся богаче, а бедные - беднее. В этих условиях правительства США и Западной Европы приняли несколько неверных решений, они

“Социальные лифты перестали работать. Богатые остались наверху, а средний класс, всегда считавшийся движущей силой американской мечты, опускается вниз.”

Создали дополнительные рабочие места в государственном секторе экономики. Это позволяет трудоустроить людей, уволенных из частного сектора, но ведет к росту дефицита бюджета и может тормозить реформы.
Сократили рабочий день. Целью этой меры было увеличение числа рабочих мест. Но вместо того чтобы нанимать, компании принуждают своих сотрудников делать тот же объем работы за меньшее время.
Ужесточили трудовое законодательство. Усложнив процедуры сокращения персонала, можно, казалось бы, сохранить рабочие места. Но ужесточение законов делает дешевую рабочую силу за рубежом еще более привлекательной для работодателей.

“Десятилетиями финансовый сектор был одним из конкурентных преимуществ Запада, но теперь он стал его ахиллесовой пятой”.

Короткий горизонт мышления
Западный капитализм добился доминирующего положения в мире во многом благодаря феномену “управляющего владельца”. Руководители-визионеры сосредоточивали в своих руках всю полноту ответственности, в том числе и за рискованные решения. Если эти решения не приводили в скором времени к успеху, у компаний было достаточно средств, чтобы действовать исходя из своих убеждений и терпеливо ждать результата. В прошлом значительную долю роста экономики западных стран обеспечивали семейные предприятия. Они рассчитывали на длительную перспективу; их нежелание проводить сокращения персонала даже в трудные времена поддерживало общую экономическую стабильность. Но с тех пор многое изменилось. Миром правят быстрые решения, рассчитанные на краткосрочный период. Вместо “управляющих владельцев” западными компаниями стали руководить наемные менеджеры, привлеченные высокими зарплатами и золотыми парашютами.

“Сейчас гораздо проще найти прогрессивных лидеров промышленности в Китае, Индии и Бразилии, чем в США, Великобритании и Франции”.

Для Запада сегодня характерны короткий горизонт инвестирования и “кочующие инвесторы”. Если в начале 1980-х годов типичный инвестор хранил приобретенные акции в среднем пять лет, то сейчас этот срок сократился до пяти месяцев. Уоррен Баффетт приобретал акции на десятилетия, но его подход с каждым годом все больше становится исключением из правил. Обратная сторона глобализации проявляется в том, что инвесторы полностью утратили лояльность. Стремясь угодить акционерам, руководители принимают непродуманные решения. Члены советов директоров редко хорошо знают отрасль, в которой работает их компания, а страх перед судебными исками подталкивает их к тому, чтобы отдавать предпочтение при выборе CEO скромным середнячкам, а не плохо управляемым гениям (таким как, например, Стив Джобс, которого совет директоров Apple в середине 1980-х отстранил от дел).

“В конце 2012 года на страны BRIC приходилось более 4 триллионов долларов резервов, что составляет примерно 40% мировых”.

В 2010 году исполнительным директором испытывающей трудности компании Hewlett-Packard стал Лео Апотекер. Он пришел к выводу, что компания должна прекратить выпуск не приносящих прибыли персональных компьютеров и принтеров и начать оказывать IT-услуги. Но стоило ему озвучить свой план, как реакция инвесторов привела к резкому падению курса акций HP. Разве может компания отказаться от стабильных, пусть и снижающихся, доходов в пользу совершенно неясного будущего! Спустя год Апотекер был уволен советом директоров, несмотря на то что не менее рискованная стратегия несколькими годами ранее привела к успеху IBM. В 2004 году IBM продала подразделение ПК, приносившее 20 миллиардов долларов в год, своему конкуренту Lenovo. В результате другие направления бизнеса IBM возобновили рост. Сегодня на столь же рискованные ходы решаются разве что индийские предприниматели, такие как Ратан Тата.

“Успех развивающихся стран основывается на двух моделях государственно-предпринимательском капитализме и семейном капитализме”.

Став публичными компаниями, инвестбанки Merrill Lynch, Bear Stearns, Goldman Sachs, Lehman Brothers и Morgan Stanley начали все чаще проявлять симптомы финансовой близорукости. Они приспособились к краткосрочным требованиям - необходимости ежеквартально демонстрировать хорошие результаты и ежесекундным изменениям котировок. Банкиры начали “упаковывать” и перепродавать низкокачественные долговые обязательства, которые никогда не стали бы держать на собственных счетах. Новыми звездами капитализма стали управляющие хедж-фондов. Они не стремятся создать устойчивый бизнес, а с головокружительной быстротой покупают и продают ценные бумаги и долговые обязательства.

“Нет, мы не стали жертвами развивающихся стран. Мы стали жертвами собственных заблуждений”.

Китай и Россия “государственно-предпринимательский” капитализм
Вполне убедительную альтернативу несостоятельному западному капитализму предлагает Китай. Темпы экономического роста здесь остаются высокими, а доходы населения растут. Например, почасовая оплата труда в Китае в 2000 году составляла 43 цента, а к 2015 году достигла 4,41 доллара. Аналогичный показатель в США за тот же период увеличился всего с 16,61 до 26,06 доллара. В США и Великобритании по-прежнему правит бал идеология Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер. Правительство не должно мешать бизнесу, считали они. Но китайские государственные компании сумели выйти на ведущие позиции в мире, и это может служить веским аргументом против политики невмешательства государства в экономику.

“Диктат ежеквартальных отчетов медленно, но верно разваливает нашу экономику”.

На государственный сектор в Китае приходится примерно половина ВВП. На Западе такая цифра считалась бы неприемлемой, но это ничуть не мешает таким компаниям, как Lenovo, которая сумела (отчасти за счет покупки подразделения IBM) стать лидером мирового компьютерного рынка. Другие китайские компании, увидев в рецессии шанс для приобретений, агрессивно наращивают свое присутствие в мире. Китай инвестировал 400 миллиардов долларов в Австралию, Африку, Южную Америку, Европу и США. Возможно, под влиянием китайской версии “государственно-предпринимательского капитализма” Западу все же удастся найти золотую середину между моделью, в которой “государство-нянька” всех опекает, и абсолютно свободным рынком, в который государство даже не вмешивается.

“Повсеместно в западном мире советы директоров охвачены нерешительностью заставлять слонов танцевать считается слишком рискованным делом”.

Другой, менее функциональный, вариант государственного предпринимательства можно найти в России. В этой стране экономическую выгоду получают олигархи, которым благоволит президент. Например, госкорпорацией “Ростехнологии” управляет Сергей Чемезов, бывший сотрудник КГБ, имеющий давние личные связи с Путиным. “Ростехнологии” представляют собой конгломерат из 500 принадлежащих государству компаний в разных отраслях промышленности. Олигархи занимают доминирующее положение в энергетике, банковской сфере и других важнейших секторах экономики. Для всей экономики в целом характерны непрозрачность и коррупция по некоторым оценкам, на взятки в России приходится до 20% ВВП.

“Предприниматели могут добиться успеха только в благоприятствующей им культуре и - в той или иной степени - в такой культуре, где ими восхищаются”.

Индия и Бразилия семейные империи
Несмотря на бедность и бюрократию, Индия стала моделью семейного предпринимательства. Такие патриархи, как Ратан Тата, не боятся взять на себя разумные риски и добиваются успеха. Хорошим примером может служить возвращение к прибыльности автомобильной марки Jaguar, бывшей одним из самых убыточных активов в портфеле Ford. Tata Group удалось оживить бренд и значительно сократить потери; сейчас Jaguar приносит ощутимую прибыль. Но и в Индии не обходится без серьезных проблем. Хотя Бангалор стал всемирным технологическим хабом, индийские компании привыкли копировать конкурентов, а не создавать что-то свое. В семейных компаниях структура собственности, как правило, предельно непрозрачна.

“Среди неразрешимых проблем часто называют планирование преемственности считается невозможным найти в следующем поколении достойную замену гениальным основателям”.

Бразилия сумела вырваться на мировую финансовую арену из бедности и неизвестности. Несколько этапов приватизации помогли раскрыть потенциал таких компаний, как Embraer и Petrobras. Petrobras уже сейчас - 20-я крупнейшая компания мира, но она может подняться еще выше, если начнет добывать нефть на шельфе. Однако проблема структуры собственности проявляется и в Бразилии. В Индии огромную диверсифицированную империю контролирует семья Тата, а в Бразилии семейной империей управляет клан Одебрехтов. Нельзя забывать, что и в Индии и в Бразилии за громкими победами крупнейших компаний скрывается нищета.

Треугольник западного капитализма
Западный капитализм принято считать системой, которая лучше всего работает без вмешательства государства. В то же время на Западе сложились многовековые традиции поддержки государством частного бизнеса. В XIX веке правительство США финансировало строительство железных дорог, а сегодня американская биотехнологическая отрасль развивается во многом за счет помощи Национальных институтов здравоохранения.

Западный капитализм опирается на треугольник сил, вершины которого - это предприниматели, государство и финансовые рынки. Титаны Уолл-стрит ведут себя так, будто богатство страны создается исключительно ими, но на самом деле они играют лишь одну из ролей. Есть примеры семейных компаний, добившихся успеха без какого-либо участия Уолл-стрит. Один из них - принадлежащая семье Кох компания Koch Industries, ежегодная выручка которой составляет 115 миллиардов долларов. Чарльз Кох критикует близорукость финансистов и заявляет, что ни при каких условиях не будет выводить акции Koch Industries на биржу.

Нужны реформы
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо вернуть дух предпринимательства в работу компаний руководители должны начать думать и действовать как владельцы бизнеса, а не как “СЕО-аппаратчики”. Но реформировать нужно всю цепочку. До тех пор пока управляющие активами - паевые и пенсионные фонды, хедж-фонды - получают вознаграждение на основе краткосрочных результатов, вряд ли что-либо изменится. У каждого участника, в том числе у выполняющих посреднические функции, должны появиться долгосрочные стимулы.

Не администраторы, а совладельцы. Вознаграждение руководителя компании должно быть соразмерно рискам, которые он готов на себя взять. Нужно обязать СЕО вкладывать минимум 10% их ликвидных личных состояний в акции компаний, которыми они управляют. Тогда принимаемые ими решения будут отвечать долгосрочным интересам компаний.
Новые стандарты корпоративного управления. Члены совета директоров должны хорошо разбираться в отраслевой специфике. По истечении длительного периода, например пяти лет, им нужно выплачивать премию, если компания выполнила поставленные задачи, и штрафовать, если не выполнила.
Создание стабильной базы акционеров. Акционеров компании можно вознаграждать за лояльность те, кто не избавляется от акций на протяжении, скажем, двух лет, могут получать дополнительные акции по заранее заданной формуле. Уровень налогообложения доходов акционера может быть тем меньше, чем дольше он держит ценные бумаги.
Реформы финансовой отрасли. Необходимо устранить конфликт между интересами банкиров и интересами их клиентов. Крупные финансовые институты стали настолько велики, что не могут контролировать собственные риски. Но в последние годы в мире растет число небольших независимых финансовых компаний, которые совместными усилиями способны уравновесить риски, порождаемые крупными игроками. Их нужно поддерживать.
“Без предпринимателя нет капитализма”. Многочисленные программы поддержки малого и среднего бизнеса оказались неэффективны создатели бизнеса принципиально отличаются от людей, живущих на социальные пособия. Лучший способ поддержать предпринимателя - объявить налоговые каникулы и освободить его от вмешательства проверяющих органов на первые три года. Молодежь нужно избавить от страха перед собственным делом, введя в программы вузов курсы, посвященные предпринимательству. Многим странам помогло бы активное развитие венчурной отрасли. Власти должны поощрять частных и институциональных инвесторов, вкладывающих средства в малый и средний бизнес.
Об авторе. Даниэль Пинто - совладелец и CEO управляющей компании Stanhope Capital (Лондон) и основатель New City Initiative.

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

предпринимательство, Китай, книги в кратком изложении, мировая экономика, Россия, США, книга, бизнес

Previous post Next post
Up