Специально для
https://vk.com/stepan_demura Как изменится деятельность специалистов под натиском технологий? Прогресс цифровых технологий радикальным образом трансформирует работу специалистов в таких областях, как юриспруденция и медицина. Эксперт по информационным технологиям в области права Ричард Сасскинд и его сын, оксфордский профессор экономики Дэниел Сасскинд, анализируют, как технический прогресс влияет на отдельные профессии. Одни примеры, рассматриваемые авторами, такие как Wikipedia или Академия Хана хорошо известны, другие будут интересны читателю своей новизной. Сасскинды подробно разбирают изменения, затрагивающие технический, социальный, психологический, нравственный и эмоциональный аспекты ряда специальностей. Советую познакомиться с их прогнозами независимым профессионалам, а также всем, кто следит за тем, как технологии воздействуют на общество.
Специалисты высокой квалификации играют важную роль в жизни общества и в экономике. Мы доверяем им, так как уверены что они действуют в соответствии с четкими профессиональными и этическими нормами. Квалифицированные специалисты имеют высокий социальный статус, который они приобретают не в последнюю очередь благодаря учебе в престижных вузах, известных выдающимся качеством подготовки и связями с элитой общества. Профессионалы - юристы и врачи, преподаватели - владеют узкоспециализированными знаниями. Эти знания носят характер одновременно и абстрактный (они глубоко разбираются в своей теме), и прикладной (они умеют применять знания на практике). Их квалификация подтверждена официально. В давние времена профессию приобретали, проходя период ученичества у мастера. Сегодня в большинстве областей требуется получить специальное образование и сдать официальные экзамены. Между обществом и специалистами, таким образом, существует договор. Общество признает их авторитет в той или иной области и дает полномочия на действия, не разрешенные другим. Так, только врачи имеют право делать хирургические операции. Общество возлагает на специалистов особые надежды.
Из краткого содержания книги вы узнаете. Как технический прогресс отражается на отдельных профессиональных областях? Что эти профессии ожидает в будущем?
Основные идеи книги. Представители престижных профессий - юристы, медики, преподаватели - оказывают услуги, требующие глубоких знаний в узких областях. Работа таких специалистов чрезвычайно важна для общества, которое щедро вознаграждает их за труд, обеспечивает уважение и высокий статус. “Вечные” профессии возникли как ремесло. Затем они прошли этапы стандартизации и систематизации, облегчившей выполнение типовых операций. Под воздействием технического прогресса специалисты меняют способы организации своей работы. Сегодня и клиенты ведут себя по-другому приобретают профессиональные услуги в регионах с более низкой оплатой труда, обращаются к специалистам “средней квалификации”. Люди могут обойтись и совсем без специалиста - к примеру, воспользовавшись компьютерной программой, помогающей решить нужные вопросы. Специальные знания проходят процесс “экстернализации”, то есть оказываются доступны большим массам людей. Профессиональный труд, всегда представлявший собой комплекс задач, сейчас распадается на составляющие, выполняемые разными лицами - или машинами. Это может привести к утрате профессионалами ряда навыков, снижению степени осмысленности рабочих операций, механистическим ответам на все вопросы. Услуги специалистов становятся доступнее и дешевле, и у многих это вызывает тревогу.
“Эта книга - о специалистах, а также о системах и людях, которые придут им на смену”.
В цивилизации, основанной на печатных текстах, услуги специалистов были основным каналом, по которому общество получало доступ к специальным знаниям. Сегодня эффективность взаимодействия общества и профессиональных сообществ снизилась. Воспользоваться высококвалифицированными услугами могут себе позволить немногие. Профессиональные сообщества нередко используют устаревшие методы распространения знаний.
“Благодаря прогрессу информационных технологий и интернета навыки людей в области создания, поиска и распространения информации меняются”.
Как прогресс влияет на традиционные области
Развитие технологий оказывает влияние на многие профессии. Врачи прибегают к средствам телемедицины для лечения пациентов, компьютерному анализу историй болезни, краудсорсингу для проведения исследований. Больные используют программы компьютерной диагностики или сайты, подобные Doctor on Demand, для самостоятельной оценки своих симптомов.
В сфере образования с помощью “персонализированного ПО” создаются индивидуальные учебные программы для учащихся. Программные платформы позволяют преподавателям проводить уроки дистанционно. Ученые-богословы используют компьютеры и IT-средства для воссоздания документов из сохранившихся фрагментов и обеспечения широкого доступа к священным текстам. Юристы оказывают услуги онлайн, в том числе и услуги посредника в конфликтах. Современные технологии поиска информации и наличие оцифрованных сводов юридической документации значительно ускоряют изучение положений закона и судебных решений. Развитие информационных технологий привело к радикальному изменению ситуации в журналистике. Начиная с 2008 года доля американцев, узнающих новости онлайн, превышает долю тех, кто читает печатную прессу.
“Профессионалы в любой области с давних пор утверждают, что их работа опирается на знания”.
Когда-то высококвалифицированные специалисты оказывали услуги индивидуально. Люди обращались к ним, только когда в этом возникала необходимость. Благодаря техническому прогрессу доступ к профессиональным услугам постепенно становится все более простым.
“Любой вид экспертных знаний… каким бы ни был его источник, есть форма знания. А знание - явление загадочное, со своими уникальными чертами”.
Изменение моделей взаимодействия
Сегодня специалисты вынуждены добиваться большего меньшими средствами, используя современные технологии для повышения своей эффективности. Благодаря автоматизации происходит кардинальная трансформация многих профессий. Автоматизация стандартных рабочих операций позволяет специалистам сосредоточиться на решении сложных, требующих интеллектуального напряжения проблем.
Инновации имеют свои плюсы и минусы. Специалистам приходится работать со значительно возросшими объемами данных, собирать и анализировать эти данные, строить модели на их основе. Технический прогресс ведет к выпадению одних элементов профессиональной деятельности и видоизменению других. Технологии позволяют обходиться без многих существующих посредников, при этом, однако, возникают посредники новые.
“Возможности наших компьютеров и систем постоянно расширяются - рано или поздно настанет момент, когда они научатся выполнять многие профессиональные задачи лучше, чем человек”.
Работа разделяется на отдельные задачи; выполнение некоторых из них передается людям, труд которых оплачивается ниже. Так, больше работы передается начинающим профессионалам или “специалистам средней квалификации” (которые могут находиться где угодно), за счет чего общая стоимость услуги сокращается. Например, британская фирма прибегает к “офшорингу”, нанимая архитекторов из Кении. Модель офшоринга состоит в том, что организация открывает свои отделения в регионах с дешевой рабочей силой - в отличие от модели аутсорсинга, при которой определенная работа или операция передается внешнему подрядчику. Наблюдаются и другие изменения если раньше основной организационной формой предприятий, оказывающих услуги, было партнерство, то сегодня его популярность снизилась.
“Технический прогресс - главный источник большинства перемен, затрагивающих профессиональную деятельность”.
Заказчики, которым необходимы услуги профессионалов, действуют сегодня иначе, чем прежде. Один из способов получить доступ к широкому спектру профессиональных знаний - краудсорсинг. Те клиенты, которые хотят проверить репутацию профессионала, вместо того чтобы устно опрашивать своих знакомых, изучают отзывы в Интернете и другие “системы оценки репутации”. Многие клиенты, прежде чем обратиться к профессионалу, ищут информацию об услугах, которые им необходимы, в Интернете. Люди могут обойтись и совсем без специалиста - к примеру, самостоятельно заполнив налоговую декларацию с помощью соответствующей программы. Во многих областях появляется возможность воспользоваться “встроенными знаниями” - так, журналисты при написании текстов используют функции редактирования, имеющиеся в текстовых процессорах, не консультируясь с редактором.
Как эволюционировали способы передачи знаний
Эпоха устной передачи знаний - самый древний и наиболее продолжительный этап истории человечества. Общества возникли задолго до появления письменности, и при передаче знаний и опыта их члены могли полагаться лишь на свою память. Это ограничивало объем знаний, которые мог собрать один человек, и степень специализации этих знаний. Появление письменности, а затем и печати позволило человечеству накапливать и широко распространять знания. Печать создала условия для углубления специализации. Главная черта современного периода истории - экспоненциальный рост информационных технологий, характеризующийся возникновением “интернет-общества”, которое обеспечивает широкое распространение и быструю обработку информации. Растут вычислительная мощность компьютеров, доступность и дешевизна компьютерной памяти. На компьютеры перекладывается выполнение определенных участков профессиональной работы.
“Мы хотим доверять профессионалам, хотим видеть в их лице порядочных людей, действующих из лучших побуждений, - живое воплощение честности, неподкупности и принципиальности”.
Современные компьютеры функционируют не изолированно - они формируют сети и постоянно расширяют свои возможности. Они генерируют все больше данных, используя их для выполнения все большего количества операций, таких как построение прогностических или аналитических моделей. Роботы становятся все более ловкими и восприимчивыми - некоторых из них уже можно использовать в качестве компаньонов. Стремительно развиваются технологии “эмоционального компьютера”, все лучше различающего выражения лица и эмоции человека. Уменьшаясь в размерах и дешевея, компьютеры все глубже проникают во все стороны повседневной жизни. “Степень подключенности” человека постоянно возрастает. Люди общаются, знакомятся и торгуют по Интернету, не прибегая к “старой” инфраструктуре.
“Феномен частичного доверия сыграет важную роль при распадении работы на отдельные задачи, которыми будут заниматься исполнители, не являющиеся профессионалами в традиционном смысле”.
Работа разбивается на отдельные задачи
Многие из нынешних профессий возникли как ремесла, а затем прошли этап стандартизации, повысившей эффективность. Стандартизация переросла в систематизацию. Сегодня в процессе использования систем их совершенствуют и переводят в цифровую форму; создаются условия для общего к ним доступа. Такая общедоступность означает “экстернализацию” - процесс, в ходе которого экспертные знания становятся общим достоянием. Переход от индивидуальной работы (“ремесла”) к экстернализации неизбежно ведет к удешевлению услуг специалистов.
Эта тенденция предполагает, что работа, выполняемая специалистами, должна подвергнуться “распаду на составляющие”. Аналитики изучат, в чем состоит работа специалиста, и определят, как и кому следует выполнять каждую из задач. Врач будет выполнять свои задачи, медсестра - свои, а система автоматического мониторинга - свои. Можно выделить семь моделей, на основе которых сегодня организованы профессиональная практика и специальные знания.
“Одно из опасений профессионалов состоит в том, что стандартизация профессиональной деятельности и расширение применения цифровых технологий приведут к тому, что на обширный круг вопросов будут выдаваться стандартные, не подразумевающие вариантов, ответы”.
“Ремесло”, индивидуальная практика. По традиции специалист и клиент общаются лично. Специалисты предлагают услуги под конкретного клиента и сохраняют за собой авторское право на свои работы. Новые технологии они применяют только для упрощения уже существующих процессов.
Взаимосвязанные специалисты. Специалисты работают сообща, образуя “виртуальные рабочие группы”. Как правило, участники этих групп встречаются друг с другом лично только на начальном этапе работы, а затем взаимодействуют по мере возникновения потребности в решении конкретных задач.
Специалисты “средней квалификации”. Их формальная квалификация ниже, их труд стоит дешевле, вместе с тем они хорошо умеют применять технологические и системные средства как подспорье в работе, расширяющее их личные знания.
“Инженерия информации”. В рамках этой модели определяется базовый набор экспертных знаний в той или иной области, и доступ к этим знаниям получают неспециалисты - в виде онлайн-услуги. При этом специалисты в конкретных областях предоставляют информацию, “информационные инженеры” обеспечивают систематизацию и презентацию этой информации, а поставщики онлайн-услуг настраивают системы доступа к ней широкой аудитории.
“Работа в рамках сообщества”. Пользователи создают информационные ресурсы сообща. В ресурсах, созданных на основе краудсорсинга, таких как Wikipedia, знания структурированы хуже, чем в рамках модели “инженерии информации”. Трудозатраты невысоки, а создателями ресурсов часто являются добровольцы. Свое творение они передают в общую собственность, редко предъявляя на него права.
“Встроенные специальные знания”. Модель предполагает встраивание специализированных знаний прямо в объекты. Это имеет место, например, в случае с “умным домом”, системы которого отслеживают и регулируют энергопотребление.
“Знания, созданные машинным разумом”. Знания являются результатом машинного анализа больших массивов данных и работы искусственного интеллекта. В этой области всегда существует возможность возникновения инновационной разработки, хотя при ее создании никто не может знать, как именно новый метод будет использоваться на практике и как пользователи будут получать доступ к данным.
“С массовым распространением Интернета пациенты получили доступ к обширным знаниям по медицине”.
Эрозия
Специалистов и потребителей их услуг беспокоит вопрос что случится, если существующая модель профессиональной деятельности распадется Потребители по-прежнему доверяют профессионалам. По мере того как они будут знакомиться с альтернативными моделями (такими как специальное ПО и справочные материалы онлайн) и убеждаться в их эффективности, на смену безоглядному доверию специалистам придет “частичное доверие”.
Профессионалы также опасаются, что с расширением автоматизации ряда процессов они начнут терять некоторые навыки. Так, использование кофемашин для варки эспрессо привело к падению уровня мастерства бариста, зато потребители получили более дешевый и одинаковый по качеству кофе. Если профессионалу обязательно необходимо в чем-то практиковаться, чтобы отточить свое мастерство, то компании должны поручать молодым специалистам выполнять эти операции даже в том случае, если их автоматизация обойдется дешевле.
“Большинству людей и компаний услуги первоклассных профессионалов не по карману; большинство стран мира с трудом удерживают на плаву системы оказания высококвалифицированных услуг, в том числе школы, суды и медицинские учреждения”.
Так или иначе, разбивка работы на составляющие может привести к снижению качества и повлиять на степень осмысленности рабочих операций. Кому-то в этом случае придется выполнять однообразную низкооплачиваемую работу. Вместе с тем перемены всегда создают потребность в новых рабочих местах, кроме того, некоторые профессионалы могут получить шанс сохранить специальность, пройдя дополнительное обучение. Впрочем, смысл профессиональной деятельности состоит не в том, чтобы обеспечить кого-то интересной работой, а в том, чтобы общество могло использовать труд, требующий высокой квалификации.
“Новые подходы к профессиональной деятельности, и в частности различные онлайн-сервисы, привлекательны тем, что экспертные знания становятся все менее дорогостоящими и все более доступными”.
Персональное обслуживание
Многие считают, что с развитием технологий профессиональные услуги лишатся человеческого тепла. Такие опасения продиктованы убежденностью в том, что, во-первых, чем больше используются технологии, тем меньше взаимодействуют люди, а во-вторых - что все специалисты частной практики сопереживают своим клиентам. Но в любой ли ситуации, когда вы испытываете острую потребность в сочувствии, вам нужен высококвалифицированный специалист С такой ролью может справиться и специалист “средней квалификации”. Распознавать человеческие эмоции и реагировать на них постепенно начнут и компьютеры. Некоторым людям проще поделиться своими тревогами с компьютером, чем с человеком.
Такие перемены могут лишить специалистов привычных им функций и позиции в обществе. Не за горами время, когда профессиональная деятельность утратит тот облик, который она имеет сегодня. Творческую работу автоматизируют и превратят в набор рутинных операций, большинство которых станут выполнять “не думающие машины, возможности которых будут постоянно расширяться”. Но обществу всегда будут нужны люди, чтобы поддерживать функционирование машин, - “ремесленники” и специалисты “средней квалификации”.
“Возникла тенденция… неуклонной демифологизации профессиональной деятельности и тех, кто ею занимается”.
На волне перемен возникают новые профессии специалисты по инженерии информации, исследователи, специалисты по анализу данных и другие. Человек нужен в ограниченном количестве специальных областей, и те со временем будут сокращаться. Люди отличаются от компьютеров тем, что у них есть эмоции и моральные принципы, однако работа над созданием “эмоционального компьютера” еще только началась. Вполне возможно, что когда-нибудь ученые создадут компьютерную программу, способную выносить этические суждения. Но даже если компьютеры научатся быть нравственными, люди все равно предпочтут полагаться на собственные суждения. Очень скоро обществу предстоит выяснить, какие именно задачи человек никогда не передаст компьютеру.
Об авторах. Ричард Сасскинд - специалист по информационным технологиям в области права, кавалер ордена Британской империи, автор книги “Юристы будущего”. Дэниел Сасскинд - преподаватель экономики в Бейлиол-колледже (Оксфорд).
Добавиться в друзья можно вот тут Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже: