Буддизм: статья в методичке

Nov 24, 2006 01:21

В продолжение темы: http://peresedov.livejournal.com/137455.html
Публикую свою статью из нашей университетской методички по Религиоведению о Буддизме.
Замечу, что вовсе не претендую на статус буддолога или буддофила, просто на меня как на самого молодого преподавателя кафедры старшие товарищи "слили" неудобные им темы.
А я молодой и наглый, берусь писать о чем попросят.
Прошу дополнительно заметить, что текст этот двухгодичной давности.
Сегодня я бы написал его несколько по-другому.

БУДДИЗМ


Буддизм возник в Индии. Датировать его появление точно невозможно, известно лишь, что к V в. до н.э. он уже сформировался в качестве автономного религиозного движения. По некоторым данным, сегодня эта древнейшая из трех мировых религий опережает по числу последователей Христианство и Ислам. В отличие от них, Буддизм практически не связан организационно-формальными нормами, а потому в нем мирно уживаются несколько раздельных направлений, множество различных движений и бесконечное число провинциальных группировок и сект, доктрины которых часто противоречат друг другу. Все буддисты почитают предание об основателе религии - Ситхартхе Гаутаме Будде Шакьямуни, или сокращенно Будде, но в разных школах его статус определяют по-разному.

История Будды сохранилась в нескольких пересказах, сюжеты которых почти совпадают. По ним, Ситхартха Гаутама - принц, сын царя Шудходаны, увидев старика, больного и умершего, прозрел глубину мирских страданий и стал аскетом, чтобы найти избавление и просветление. Через несколько лет практик он отказывается от умерщвления плоти, решив, что крайний аскетизм ведет к самозабвению, так же как и крайняя вседозволенность. К тому же его учителя и другие подвижники, разделяя традиционную индийскую веру в бесконечность перерождений, искали одного. Для них аскетизм был средством обеспечить себе лучшую реинкарнацию, устранив негативные влияния прошлых жизней. Гаутама ищет иного: новаторством, которое Буддизм внес в индийскую религиозную традицию, стало учение о возможности выхода за пределы цепи перерождений. Разрешившись от поста, Гаутама погружается в новую медитацию под деревом бодхи. Через какое-то время он достигает просветления, а вернее пробуждается от сна жизни, став Буддой - Пробужденным. На вершине познания он открывает великое сострадание к несчастному положению людей и решает донести до них истину. Первыми он навещает своих бывших учеников - пятерых аскетов, оставивших его, после того как он изменил йогическим практикам. В Оленьем парке Бенареса Будда произносит проповедь, в которой говорит о Срединном Пути спасения, отличном от вседозволенности и крайнего аскетизма, и раскрывает Четыре Благородные Истины. Только в исповедании Четырех Благородных Истин и венчающего их Восьмеричного Пути формально едины буддисты всех направлений.

Благородные Истины учат, что жизнь - есть страдание, берущее начало от перерождений; что существует причина страданий - желания; что возможно прекращение страданий - укрощение желаний и освобождение от перерождений и что есть путь прекращения страданий - избавление от бытия и постижение Истины. Восьмеричный Путь направлен на то, чтобы подчинить этим принципам жизнь всякого человека.


Аскеты поверили Будде, и так возникла Сангха - община буддийских монахов. Помимо отдельного сообщества, Сангхой называют единство всех буддистов в мире. Проповедь Будды привлекала к себе и адептов официальной религии и представителей альтернативных культов. В подаренной раджой Бимбисарой бамбуковой роще Будда и его ученики стали проводить дождливое время года, положив начало монашескому общежитию. Между периодами дождей они ходили по стране, распространяя новое учение. Основатель Буддизма прожил 80 лет и добровольно принял смерть, поев испорченной пищи, не желая смутить радушия принимавшего его хозяина. Тело Буудды было сожжено, а прах поделен между общинами последователей.

И в Христианстве и в Буддизме во время организационного становления религии велись споры, кем считать основателя учения. В Христианстве эта полемика не влияла на формы жизни общины, тогда как в Буддизме вопрос о статусе Будды стал поводом к полемике о должном устройстве Сангхи. Логика была следующей: если признавать в Будде просто человека, пусть исключительных свойств и феноменальных способностей, “цыпленка, который лишь первым в кладке вылупился из яйца”, как говорит один текст, то люди, следующие за Буддой, отождествляющие себя с ним, должны будут отличать себя от мира. В этом случае Буддизм будет являться монашеской кооперацией, так как монашество Будды никогда не подвергалось сомнению. А так как Будда достиг просветления сам, в этих группах будет поощряться индивидуальный поиск и внутренняя независимость. Если же признать в Будде существо высшее, уникальное и бесподобное (воплощение некоего абсолютного принципа), то монахи будут вынуждены сблизить себя с мирянами и допустить для них возможность просветления. В таком случае спасение каждого члена Сангхи становится делом корпоративной ответственности.

Первые размежевания буддистов по этим принципам начались уже во второй половине IV в. до н.э. и в 3-м веке до н.э. привели к глобальному разделению религии на два движения: Махаяну (Большая Колесница) и Хинаяну (Малая Колесница). Представители Хинаяны считают Будду совершенным учителем, члены Махаяны утверждают его сверхъестественность. Термин Хинаяна ввели махаянисты, сами последователи этого движения предпочитают именовать его Тхеравада (Школа Старейшин). Другое название Хинаяны - Южный Буддизм, так как это направление широко представлено в Юго-Восточной Азии: на Цейлоне [совр. Шри-Ланка], в Бирме, Камбодже, Лаосе, Тайланде. Махаяну называют еще Северным Буддизмом из-за распространенности в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее и Монголии.

Понять значение Буддизма можно, лишь уяснив базовые постулаты его доктрин. Они учат об иллюзорности бытия и призрачности существования. В основе проповеди Буддизма лежит утверждение о непрерывности и неизбежности страданий. Радость и счастье не есть нечто существенное - это лишь временное отсутствие страданий. Круговорот страданий, охватывающий бесконечное множество жизней, это - Колесо Сансары - Колесо Перерождений. Оно невообразимо велико: в круговороте жизни исключены повторения - родившийся вновь человеком никогда не родится тем же самым человеком.


Побороть ощущение постоянства Буддизму позволяет учение о всеобщей многосоставности. Оно опирается на древнеиндийскую концепцию дхарм. Дхармы - вечные и неизменные элементы существующего. Не стоит воспринимать их подобием атомов, дхармы - то, что создает видимость существования, в том числе и атомов, но сами они не явлены человеку ни в каком опыте. Дхармы могут пребывать в двух состояниях: пассивном и активном. Пассивные дхармы не взаимодействуют друг с другом и не производят никаких результатов, активные дхармы совместно рождают иллюзию бытия. Чувственные переживания возможны вследствие взаимодействия пяти скандх - производных от дхарм форм существования. Учение о содействии скандх позволяет Буддизму преодолеть оппозицию внутреннего и внешнего миров в человеке и подвергает сомнению впечатления о единичности души и цельности личности. Дхармы возбуждаются психической активностью, поэтому всякий непроизвольный поступок влечет за собой продление существования и умножение страданий. Совершенное не-страдание именуется Нирваной. Переход душевной активности в Нирвану - цель всех буддийских практик, но разные школы по-разному учат о ее достижении.

Хинаяна как древнейшая идеология испытала на себе наибольшее влияние учения о дхармах. Признавая иллюзорность жизни и реальность дхарм, разные направления Хинаяны по-разному определяют их характер. В ВайбхАшике учат, что дхармы как изменяемые основы бытия движутся относительно Нирваны - неизменной основы, которая в таком случае оценивается как Дравья (вещь). Дхармы в таком случае можно сравнить с текущим водным потоком, а иллюзию жизни - с бликами или пеной на его поверхности. В СаутрантИке отрицается материальность Нирваны и вследствие этого утверждается, что реально существует лишь мгновение, а все остальное длится ноуменально. Саутрантика не признает существования прошлых и будущих дхарм, исповедуя лишь существование дхарм настоящих. В этом случае их можно сравнить с музыкальными струнами, которые рождают звук в каждый отдельный момент времени без всякой универсальной протяженности.

В Махаяне - самом многочисленном направлении Буддизма - реальность существования дхарм отрицается. Школа МадхьЯмика готова воспринимать единство Вселенной, видя его в Шунье (пустоте). В рамках отдельной жизни Шунья является причиной страданий: желания стремятся к нечто, обретая лишь ничто. Но внутри Колеса Сансары, Шунья, помысленная как абсолют, представляет Шуньяту. Шуньята - пустота как принцип - является совершенным не-страданием, т.е. Нирваной. Махаяна, отрицая существование личности, избегает утверждать, что ничто не реально или что нечто реально, считая, что всякое утверждение ведет к декларации существования утверждающего. Внутри школы Йогачары наоборот утверждается, что факт сознания нереальности всего - реален. Вследствие этого в Йогачаре получила распространение концепция алаявиджняны (накопленного сознания) - своеобразного абсолюта, имеющего однако природу не универсального, а индивидуального сознания.


Постулаты Буддизма поддаются критике, но их оберегает психологическая сторона учения: Буддизм всегда выставлял себя средством избавления от страданий. Поэтому после того как к 5 - 6 в. идейное учение Махаяны - основного направления Буддизма - было окончательно сформировано, в Китае появляется последняя крупная школа - Чань (в Японии именуемая Дзен). Чань- (Дзен-) Буддизм, сосредоточенный на деятельном спасении, сознательно пренебрегает доказательством или обоснованием своих практик, делая акцент на спонтанном и внеинтеллектуальном постижение истины посредством интуитивного озарения. Не стоит смотреть на дзен как на попытку отвлечься от сложности учения Буддизма Махаяны. Дзен не отрицает, а венчает это учение, стремится отразить его полноту и истинность в деятельной практике.

В конце 19 в. Буддизм попал в поле зрения европейского мира, и весь 20 в. эта религия активно ассимилировалась с европейским менталитетом, выходя за пределы восточных народностей, бывших до этого времени ее носителями.

моя статья, учительствую, опубликованное, Буддизм

Previous post Next post
Up