Исполняя просьбы уважаемых друзей (прошу прощения за то, что я на них невольно напросился) публикую здесь свою статью об Антонио Гауди, вернее о главной постройке всей его жизни - соборе Саграда Фамилия.
Обращаю внимание, что это мой авторский вариант текста.
В редакции статья, как мне сказали, подверглась незначительной правке.
Возможно, завтра я смогу вставить сюда журнальный вариант.
После основного текста статьи идут тематические вставки, которые в журнале сверстаны колонками, параллельными с основным текстом.
Прошу не забывать, что этот текст предназначен для раздела о дизайне (НЕ О КУЛЬТУРЕ!!!) развлекательного журнала и носит обзорный, а не дискуссионный характер.
ПОЮЩИЙ КАМЕНЬ
25 декабря большинство христиан планеты будут праздновать Рождество. В этот день в Барселоне к радости тысяч паломников яркие огни озарят собор Саграда Фамилия - чудо света, самое сложное и претенциозное архитектурное сооружение XX века. Этот собор - главное творение гения Антонио Гауди - пророка и безумца, святого и добровольного нищего.
«Завершенная работа мертва» Пикассо
Собор Саграда Фамилия не спутаешь ни с чем. Подобно гигантскому термитнику или сросшимся кипарисам, он более чем на 100 метров вздымается к небу, окруженный строительными лесами. Сегодня его постройка не закончена и наполовину. Скептики твердят, что этот храм никогда не будет завершен из-за дороговизны и сложности его сооружения, оптимисты рассчитывают на 2030 год, а мистики утверждают, что бесконечная постройка и перестройка собора задумывались архитектором Антонио Гауди-и-Корнетом как вечная проповедь и символ одушевленности мира. Если этот храм будет все-таки выстроен, над ним вырастет огромная 170 метровая колокольня, увенчанная сияющим крестом. Собор вместит в себя 13 000 молящихся, а под его сводами зазвучат голоса 1500 певчих, 700 детей и музыка из пяти больших органов. Подобная месса станет величайшим событием в культурной и религиозной жизни Испании и мира.
«Архитектура будущего, мягкая и волосатая» Сальвадор Дали
Собор Саграда Фамилия посвящен Святому Семейству - Иисусу Христу и его земным родителям Деве Марии и плотнику Иосифу. В этой постройке монументальное величие сочетается со сложнейшей композицией мелких деталей. При, поистине, нечеловеческих размерах собор не производит впечатления чего-то тяжелого, мертвого, наоборот, в нем чувствуются естественность и природная легкость. Он не надмирен, не иллюзорен. Кажется, что храм вырастает из земли, тянется к небу своими башнями-щупальцами. Часто его сравнивают с песочным замком. И правда, округлые формы, обилие ниш, отверстий, вытянутость окон, овалы параболических арок создают впечатление, что Саграда Фамилия вот-вот рассыплется или прорастет. Глядя на подобное чудо, начинаешь невольно думать, что эти округлости и плавные детали сделаны не из камня, а вылеплены из мягкой глины или хрупкого гипса. Не случайно, Сальвадор Дали, отдавая дань этой естественности и пластичности, назвал архитектуру Гауди «мягкой и волосатой».
По плану скульптора собор Святого Семейства должен смотреть на мир тремя величественными фасадами, обильно украшенными скульптурами. Каждый из них посвящен одной из миссий Христа. Восточный фасад Рождества рассказывает об Иисусе как о человеке, западный фасад Страстей восхваляет его искупительную жертву, северный фасад Славы описывает его как верховного судию на Страшном Суде. За сорок лет работы Гауди успел выстроить лишь крипту храма и его восточный фасад. Поэтому сегодня мы можем видеть только контуры здания, достроенного Гауди в своем воображении. Но и этого достаточно для того, чтобы впечатлиться его идеей, поразиться ее величию.
«Каталонец из каталонцев»
Постройка большого, величественного собора альтернативного кафедральному была инициативой жителей Барселоны - членов общества Святого Иосифа. Долгое время муниципальные власти не участвовали в строительстве храма, и до сих пор основные средства на его возведение составляют частные жертвы.
Подготовка к постройке была начата 1865 году после эпидемии холеры. Этот храм был призван сплотить вокруг себя жителей Барселоны и всех прилегающих городов, дать им веру в собственные силы, разбудить национальный дух.
Дело в том, что Барселона и близкие с ней провинции образуют Каталонию - отдельную область со своим языком, историей и культурой. В 12-14 веках военные победы позволяли Каталонии быть независимой страной, но поражения 15 века вынудили ее объединиться с Арагонской короной и стать задворками единой испанской монархии. Гордый дух каталонцев быстро начал тяготиться подобной зависимостью, и со второй половины 17 века в Каталонии набирают силу сепаратистские настроения.
Антонио Гауди остро ощущал уникальность своей родины и разделял стремления к ее суверенитету. Хорошо зная иностранные языки, он никогда не говорил по-испански, только на каталонском языке. Даже когда отказ от испанской речи считался административным преступлением. Он твердо хранил веру отцов, а мистические переживания, помноженные на тонкое и внимательное ощущение окружающего мира, составляли основу его внутреннего мира, смысл его жизни. «Каталонцем из каталонцев» назвали его земляки после смерти.
«Собор бедняков»
Собор Святого Семейства был призван стать памятником каталонской культуры, воплощением народной веры и гражданского благочестия, вызовом неверию наступающего века. Гауди великолепно справился с этой задачей.
Собор настойчиво привлекает к себе взгляд, а его внешнее убранство не дистанцируется от зрителя, а стремится сблизиться с ним. Скульптурные композиции, украшающие собор, восхваляют традиционные семейные ценности, простой и скромный труд - качества, необходимые доброму христианину и честному каталонцу. Внутренне устройство храма весьма удобно, оно стремится ничем не нарушить воодушевление человека, но лишь усилить его.
Гауди не был первым зодчим Саграда Фамилия: постройку начинал епископальный архитектор. Он заложил крипту и возвел пилоны будущего собора, но, поссорившись с заказчиком и руководителем строительства, бросил все и ушел. В 1883 году его место занял Антонио Гауди.
Новый архитектор подверг первичный проект храма радикальным изменениям и доработке. Он развернул крипту в противоположном направлении, заменил огромную лестницу, ведущую к алтарю, пятью приделами, увеличил высоту сводов и переделал пилоны. До прихода Гауди собор предполагалось выстроить в неоготическом стиле, спокойным и симметричным. С двумя прямоугольными колокольными башнями.
Гауди «вытягивает» собор радикально вверх, увеличивает число башен и заостряет их, так что они начинают одновременно напоминать морские ракушки и кокарды епископских митр. Архитектор создает настолько экстравагантный интерьер и экстерьер собора, что, увидев их, один из знатоков архитектуры воскликнул: "То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы!"
Вековая загадка.
Сложно определить стиль, в котором построен Саграда Фамилия, - в основе своей это неоготика, в оформлении - эклектичный модерн. Гауди не утруждался поиском таких определений. Он вообще был немногословен, и просто творил, непрерывно и напряженно, изменяя и дорабатывая уже отстроенное.
Собор Гауди - это одновременно шедевр инженерной и богословской мысли. С технической точки зрения собор безупречен. Для зданий такого масштаба главной проблемой является устойчивость. В традиционной готической архитектуре она достигалась благодаря дополнительным внешним опорным столбам. Гауди презрительно называл такие пристройки костылями. Он разработал уникальную систему параболических арок и наклонных колонн, которая без видимых усилий сдерживает на себе чудовищную тяжесть огромного свода. Более того, вершины колонн Гауди ветвятся, подобно деревьям, успешно принимая нагрузку здания, привнося в интерьер определенный динамизм.
Только через 100 лет после смерти архитектора компьютерная программа НАСА, рассчитывающая траектории космических полётов, смогла разгадать алгоритм, по которому выстраивается равновесие его собора. Сам же Гауди находил необходимые пропорции опытным путем. Отталкиваясь от принципа, что устойчиво стоящее на земле будет хранить равновесие в подвешенном состоянии, он имитировал узловые элементы конструкции натянутыми веревками с прицепленными к ним грузилами. После его смерти никто не мог создать столь совершенный и сложный макет.
«Звучащий камень пытается спеть рождественский гимн».
Символическое значение образов собора неисчерпаемо, им обладает каждый элемент композиции. Собор называют катехизисом в камне. Его двенадцать башен обозначают 12 апостолов, мир и церковное священноначалие. Огромная колокольня, которая должна возвыситься над ними, будет представлять собой самого Иисуса Христа. В образах, украшающих стены, встречаются знаки зодиака, символические животные, священные знаки. Огромное значение в структуре Саграда Фамилия играет свет. Гауди верил, что собор должен быть светлым изнутри и окутан светом снаружи. «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды»: писал он.
О божественном свете говорит нам разноцветная мозаика, покрывающая собор. Из-за нее Саграда Фамилия иногда сравнивают с Диснейлендом. Нельзя пренебрегать тем, что все живое обладает цветом, считал Гауди. Цветовой символизм обретает завершение в слове: детали собора покрывают молитвенные воззвания и священные имена.
Гауди хотелось, что живой собор будет говорить с людьми. Вся конструкция здания была спроектирована так, чтобы функционировать как грандиозный орган. Предполагалось, что ветер, проходя через отверстия башен, будет звучать как настоящий хор. «Звучащий камень пытается спеть рождественский гимн», так сказал о соборе один из друзей Гауди.
ВСТАВКИ:
Антонио Гауди-и-Корнет (25.06.1852 - 10.06.1926) родился в провинциальном городе Реус в семье ремесленника. С детства любил рисовать и отличался религиозной впечатлительностью. В 1878 году окончил Провинциальную школу архитектуры в Барселоне и начал работать по специальности.
Гауди сразу явил свой стиль, не похожий ни на что, из архитектуры прошлого. Судьбоносное значение в раскрытии его таланта сыграла меценатская поддержка текстильного магната Эусеби Гуэля, обеспечившего молодому архитектору заказы и предоставившего ему полную свободу действий. За свою жизнь Гауди построил всего 21 здание, но каждое из них несет на себе отпечаток гениальности.
Главным проектом в жизни Гауди был собор Саграда Фамилия. Он строил его почти 40 лет вплоть до трагической кончины. Последние 12 лет своей жизни Гауди перестал брать заказы, сосредоточившись лишь на храме. Есть мнение, что остальные постройки имели для архитектора значение макетов, на которых он проверял элементы конструкции собора.
Гауди не имел семьи. Пережив в студенческую молодость увлечение агностицизмом, с возрастом он стал очень религиозен. Вера была для него источником вдохновения, идеальным миром, из которого архитектор заимствовал образы своих творений.
Все средства, которые ему удавалось добыть, Гауди вкладывал в постройку собора.
Когда 10 июня 1962 года по дороге из церкви его сбил трамвай, прохожие подумали, что несчастье поразило пьяного бродягу, настолько скромно выглядел архитектор, чье имя на тот момент было известно всей Европе. Похороны Гауди собрали десятки тысяч человек, с 2002 года в Ватикане ведется работа по подготовке его канонизации. Гауди, Пикассо, Дали - три имени, прославившие Испанию в XX веке.
***
Скульптурный фасад Сграда Фамилия несет на себе отпечаток клептомании, объединившей в одно замысловатое целое язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни. Все это стоило огромных затрат. Одна из причин, по которой стиль Гауди не имеет продолжателей, - фантастическая дороговизна его архитектуры. Все скульптуры фасады вылеплены в оригинальный рост и имели прототипы среди жителей Барселоны. «Безумие - пытаться изобразить несуществующий объект» - сказал архитектор однажды. Сторожа собора он сделал моделью для статуи Иуды, козопаса - для Понтия Пилата, шестипалый верзила из кабака оказался увековечен в виде центуриона, побивающего младенцев. Столь же внимательно Гауди относился и к изображению животных: его подручные усыпляли на время цыплят и индеек, чтобы снять с них гипсовые слепки. Для придания людским статуям натуральности поз, Гауди изучал строение человеческого организма: присутствовал при вскрытиях и развешивал в нужных позах на нитях в своей мастерской человеческие скелеты.
***
Архитектура Гауди никого не оставляет равнодушной. Сегодня его гениальность общепризнанна, но при жизни ему пришлось выслушать массу критики свой адрес. Так, философ Мигель де Унамуно назвал его постройки «пьяным искусством». А писатель Джордж Оруэлл считал Саграда Фамилия «одним из наиболее уродливых сооружений в мире» и сожалел, что анархисты не взорвали его во время революции. Марио Прац заметил, что от строений Гауди «пахнет ладаном и первородным грехом». А Сальвадор Дали считал их вестниками архитектуры будущего: «мягкой и волосатой».