Вчера на лекции по Религиоведению мы со студентами сформулировали интересное толкование буддистского восьмеричного пути.
Для «непосвященных»: «священный восьмеричный (или восьмичленный) путь» - это указания по реализации четвертой «благородной истины», описание принципов постижения Истины и избавления от страданий.
Он выглядит так: правильные взгляды
(
Read more... )
Reply
Вобще тут, конечно, зарыта собака в последнем этапе.
"Правильное созерцание".
Я же не касаюсь вопроса, что созерцается, каким образом и т.д.
В Буддизме это созерцание имеет несколько степеней, на последней из которых человек обретает полное спокойствие и священное равнодушие.
Для Христианства, которое в основе своей имеет диалог как средство сближения с Богом, подобное равнодушие, пожалуй, невозможно.
Хотя если посмотреть, что писали исихасты...
А причина таких экспериментов весьма прагматична.
Я вовсе не одержим идеей тотального экуменизма.
Просто у мменя очень маленький по объему курс, в который надо вписать огромный материал.
Приходится исторические моменты сочетать с общетеоретическими.
Т.е. на Буддизме мы не только проходим историческую канву и постулаты учения, но и разбираем, что такое аскеза, каковы принципы вхождения в религиозный опыт, молитвенная отрешенность.
На теме Христианства будем говорить о творчестве, концепции образа и т.д.
Так хоть какая-то суммарная картина на выходе получается.
Reply
Reply
От восьмиричного пути мы переходим к рассмотрению различий школ Хинаяны и Махаяны.
А вообще я о Буддизме текст в методичку писал, если хотите, могу опубликовать.
А возможных степенях сближения между собой религий мы тоже говорим в отдельной теме о понятии "мировая религия" и области его приминения.
Reply
Reply
Reply
Reply
Лучше, вместо термина Хинаяна (Малая Колесница), использовать Тхеравада. Это будет более правильно.
Reply
http://peresedov.livejournal.com/138762.html
Reply
Reply
Здесь, кажется, таже свистопляска, что и с понятием "протестант".
Половина протестантов категорически неприемлют этот термин.
Всеже отрицательное значение термина "Хинаяна" осталось в прошлом.
Для меня как небуддиста важно, что он отражает малочисленность этой ветви по сравнению со второй.
Reply
Да, думаю такая анология вполне уместна.
//Для меня как небуддиста важно, что он отражает малочисленность этой ветви по сравнению со второй.
На мой взгляд, это похоже на подмену понятий. Хинаяна - Малая колесница не потому, что она малочисленна, а потому что ставит перед собой малые цели (достижение нирваны и уход от страданий), в противовес махаянским великим целям (становление буддой и избавление всех живых существ от страданий).
Reply
Повторюсь, сегодня мало кто (особенно в светской, секулярной сфере) противопоставляет Махаяну и Тхераваду [sic!:)] с оценочных позиций.
Как педагог могу сказать, что чисто методически мне легче различать однокоренные понятие.
Мы упоминаем о разделении направлений Стхавиравады и Махаснгхики, говорим о расколе 3-го века.
Хинаяна - Махаяна - хорошо противопоставляются.
И студенты быстро все запоминают.
*шепотом: и еще мне учение Махаяны немного больше нравится...может быть это как-то подсознательно влияет?*
Reply
Конечно, надо выбирать что предпочтительнее. Думаю студентам, нет особого дела до таких тонкостей и запомнить матерал важнее, нежели разбираться в хитросплетениях взаимных обид буддийских школ (коих, на мою радость, не очень много :).
//*шепотом: и еще мне учение Махаяны немного больше нравится...может быть это как-то подсознательно влияет?*
Думаю не без этого :) Предстваителям Махаяны она тоже очень нравится и они с удовольствием используют термин Хинаяна.
Хотя на самом деле (если разбираться), это скорее традиция, нежели обдуманная и взвешенная позиция. Дело в том, что под термином Хинаяна в махаянских текстах (по крайней мере тибетских) понимают школы Малого пути, которые существовали в Индии до исхода буддизма, а с тех пор многое чего изменилось.
Reply
Вот в том-то и дело.
Понимаете, на лекциях мы говорим о большем, нежели вошло в текст методички (повторюсь, я был ограничен в объеме текста).
Поэтому я составил статью таким образом, чтобы она давала заинтересовавшимся студентам возможность раскрутить каждый элемент самостоятельно.
Это такой развес веревочек, за которые можно тянуть.
К ней еще прилагался список рекомендуемой литературы.
Я вот что еще подумал: а не является ли отрицание термина "Хинаяна" попутно и отрицанием термина "Махаяна"?
Ведь большое может выглядить большим только по сравнению с малым?
Reply
см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм
Reply
Leave a comment