"Восьмеричный путь" как панацея от неофитства

Nov 22, 2006 21:32

Вчера на лекции по Религиоведению мы со студентами сформулировали интересное толкование буддистского восьмеричного пути.

Для «непосвященных»: «священный восьмеричный (или восьмичленный) путь» - это указания по реализации четвертой «благородной истины», описание принципов постижения Истины и избавления от страданий.

Он выглядит так: правильные взгляды ( Read more... )

моя статья, неопубликованное, Буддизм, богословие

Leave a comment

ivanov_petrov November 22 2006, 20:23:51 UTC
Благодарю. Сначала усумнился - как Вы будете показывать приложимость восьмеричного пути к христианству. а смотрю - очень приятно всё выглядит.

Reply

peresedov November 22 2006, 20:42:15 UTC
Спасибо вам.

Вобще тут, конечно, зарыта собака в последнем этапе.
"Правильное созерцание".
Я же не касаюсь вопроса, что созерцается, каким образом и т.д.
В Буддизме это созерцание имеет несколько степеней, на последней из которых человек обретает полное спокойствие и священное равнодушие.
Для Христианства, которое в основе своей имеет диалог как средство сближения с Богом, подобное равнодушие, пожалуй, невозможно.
Хотя если посмотреть, что писали исихасты...

А причина таких экспериментов весьма прагматична.
Я вовсе не одержим идеей тотального экуменизма.
Просто у мменя очень маленький по объему курс, в который надо вписать огромный материал.
Приходится исторические моменты сочетать с общетеоретическими.
Т.е. на Буддизме мы не только проходим историческую канву и постулаты учения, но и разбираем, что такое аскеза, каковы принципы вхождения в религиозный опыт, молитвенная отрешенность.

На теме Христианства будем говорить о творчестве, концепции образа и т.д.

Так хоть какая-то суммарная картина на выходе получается.

Reply

ivanov_petrov November 22 2006, 20:54:38 UTC
Да... Мне слегка показалось, что буддизм у вас выступает именно в качестве иллюстрации ... э-э... для вхождения в религиозный опыт. Поскольку понятийность там проработана очень хорошо, удобно показывать. Опыт, скорее всего, совсем разный, но сам процесс вхождения один - не потому, что в одно и то же, а потому что - вхождения. Ну потому и удобно. То есть это я примерно так понял, не более.

Reply

peresedov November 22 2006, 22:19:45 UTC
Ну, это же не единственное, что мы обсуждаем в Буддизме.

От восьмиричного пути мы переходим к рассмотрению различий школ Хинаяны и Махаяны.

А вообще я о Буддизме текст в методичку писал, если хотите, могу опубликовать.

А возможных степенях сближения между собой религий мы тоже говорим в отдельной теме о понятии "мировая религия" и области его приминения.

Reply

ivanov_petrov November 23 2006, 06:53:52 UTC
У меня и мысли не было, что Вы как-то плохо или недостаточно говорите о буддизме. В любом случае Вы понимаете в этом больше меня, так что я и не пытался ничего критиковать. Насчет методички - я с интересом читаю Ваши тексты, и, конечно, могу только приветствовать появление новых.

Reply

peresedov November 23 2006, 22:49:06 UTC
Опубликовал текст из методички: http://peresedov.livejournal.com/138762.html

Reply

ivanov_petrov November 27 2006, 08:32:39 UTC
благодарю

Reply

rusl November 24 2006, 10:42:00 UTC
//От восьмиричного пути мы переходим к рассмотрению различий школ Хинаяны и Махаяны.

Лучше, вместо термина Хинаяна (Малая Колесница), использовать Тхеравада. Это будет более правильно.

Reply

peresedov November 24 2006, 10:47:31 UTC
>>Термин Хинаяна ввели махаянисты, сами последователи этого движения предпочитают именовать его Тхеравада (Школа Старейшин). Другое название Хинаяны - Южный Буддизм, так как это направление широко представлено в Юго-Восточной Азии.

http://peresedov.livejournal.com/138762.html

Reply

rusl November 24 2006, 10:52:54 UTC
Понятно. Но все же желательно использовать этот термин везде, где говориться о двух направлениях буддизма.

Reply

peresedov November 24 2006, 10:58:07 UTC
Спасибо я учту, хотя необходимость этого для меня пока не очевидна.

Здесь, кажется, таже свистопляска, что и с понятием "протестант".
Половина протестантов категорически неприемлют этот термин.

Всеже отрицательное значение термина "Хинаяна" осталось в прошлом.
Для меня как небуддиста важно, что он отражает малочисленность этой ветви по сравнению со второй.

Reply

rusl November 24 2006, 11:21:13 UTC
//Здесь, кажется, таже свистопляска, что и с понятием "протестант".

Да, думаю такая анология вполне уместна.

//Для меня как небуддиста важно, что он отражает малочисленность этой ветви по сравнению со второй.

На мой взгляд, это похоже на подмену понятий. Хинаяна - Малая колесница не потому, что она малочисленна, а потому что ставит перед собой малые цели (достижение нирваны и уход от страданий), в противовес махаянским великим целям (становление буддой и избавление всех живых существ от страданий).

Reply

peresedov November 24 2006, 11:34:08 UTC
Я бы предпочел говорить об эволюции понятия.
Повторюсь, сегодня мало кто (особенно в светской, секулярной сфере) противопоставляет Махаяну и Тхераваду [sic!:)] с оценочных позиций.

Как педагог могу сказать, что чисто методически мне легче различать однокоренные понятие.
Мы упоминаем о разделении направлений Стхавиравады и Махаснгхики, говорим о расколе 3-го века.

Хинаяна - Махаяна - хорошо противопоставляются.
И студенты быстро все запоминают.

*шепотом: и еще мне учение Махаяны немного больше нравится...может быть это как-то подсознательно влияет?*

Reply

rusl November 24 2006, 11:51:43 UTC
//...чисто методически мне легче различать однокоренные понятие.

Конечно, надо выбирать что предпочтительнее. Думаю студентам, нет особого дела до таких тонкостей и запомнить матерал важнее, нежели разбираться в хитросплетениях взаимных обид буддийских школ (коих, на мою радость, не очень много :).

//*шепотом: и еще мне учение Махаяны немного больше нравится...может быть это как-то подсознательно влияет?*

Думаю не без этого :) Предстваителям Махаяны она тоже очень нравится и они с удовольствием используют термин Хинаяна.

Хотя на самом деле (если разбираться), это скорее традиция, нежели обдуманная и взвешенная позиция. Дело в том, что под термином Хинаяна в махаянских текстах (по крайней мере тибетских) понимают школы Малого пути, которые существовали в Индии до исхода буддизма, а с тех пор многое чего изменилось.

Reply

peresedov November 24 2006, 12:03:17 UTC
>>Думаю студентам, нет особого дела до таких тонкостей...

Вот в том-то и дело.
Понимаете, на лекциях мы говорим о большем, нежели вошло в текст методички (повторюсь, я был ограничен в объеме текста).
Поэтому я составил статью таким образом, чтобы она давала заинтересовавшимся студентам возможность раскрутить каждый элемент самостоятельно.
Это такой развес веревочек, за которые можно тянуть.
К ней еще прилагался список рекомендуемой литературы.

Я вот что еще подумал: а не является ли отрицание термина "Хинаяна" попутно и отрицанием термина "Махаяна"?
Ведь большое может выглядить большим только по сравнению с малым?

Reply

almays November 24 2006, 12:16:27 UTC
Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейшин.

см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм

Reply


Leave a comment

Up