А вообще должна заметить, что при Сталине скульпторы умели создавать реалистичные скульптуры, с живой человеческой пластикой, с нормальными человеческими лицами. Вот скульптура "Молодая семья", установлена в Пензе во дворе жилого дома на улице Володарского. Ну красота же, люди на людей похожи, композиция гармоничная, ощущения покоя и счастья, этакий советский бидермейер:
Хорошо же, да? Вот только это один из фрагментов памятника Александру Второму, который после революции был снесен и разобран на части. И ваш памятник стилистически похож на этот. А постамент под ним да, вполне пролетарский.
На балансе муниципалитета же. А тому дешевле раз в год обмазать штукатуркой постамент из кирпичей, раз в пять лет поменять кирпичи постамента. Очень люблю эту скульптуру, когда маленькая была, просила маму (она работала рядом, я часто с ней на работу ходила) пройти мимо этого дома, чтоб посмотреть )) Эх! Объявили бы скульптуру федерально охраняемым объектом!..
При Сталине работали люди, которые ещё заканчивали Императорскую академию художеств либо их ученики. А вот потом засучили рукава "рождённые революцией". Аналогично и в гуманитарных науках....
Если довоенный - то это еще чисто "имперская" школа.
После ВОВ в дело, в большинстве своем вступили уже те, кто родился до Революции, но на момент ПМВ и Гражданской войны еще пешком под стол ходили. Взять, к примеру, архитекторов Ленинградского метро (первой очереди, построенной к 1955 году) - ее создавали, в основном, люди 35-45 лет. Причем эти люди умудрились и в ВОВ принять участие (и не художниками-стенгазетчиками), и Ленинград с пригородами, по мере сил и средств, привести в порядок (а это поднятие из руин всей царской архитектуры, от простых жилых домов до императорских дворцов), и еще и метрополитеном заняться. И разве плохой получилась красная ветка питерского метро (участок от площади Ленина до Автово)?
Да, безусловно, у этих людей были учителя времен РИ, без которых архитекторы не освоили бы профессию. Но проблема, имхо, появилась при Хрущеве и его печально известном указе о борьбе с архитектурными излишествами. Внезапно вся вот эта красота оказалась вредительской, ведь государство, как выяснилось вынуждено (ВНЕЗАПНО) тратить деньги на то, чтобы что-то построить. Уже утвержденные архитектурные проекты начали извращать и упрощать. Вот на примере того же метро это видно. Я сейчас опять беру в пример не московское, где тупо начали лепить облицованные дешевым кафелем "сороконожки", а питерское, где подобные станции невозможно было построить в силу необходимости строить станции глубокого заложения, с пилонами, а не колоннами. Как итог - уже в 1950-х годах начали радикально экономить. Украшательства станций, почти все, убрали нахрен, а число проходов к платформам на пилонных станциях сократили до минимума (привет "Чернышевской"). Вторую, синюю ветку, сделали настолько минималистичной, что остается горестно вздыхать - находящиеся прямо в сердце города "Невский проспект" и "Сенная площадь" выглядят... тупо никак. А от станции "Технологический институт-2" сам ее автор Соколов дико плевался всю жизнь и извинялся за то, что не мог построить что-то лучше, ибо необходимо было упрощать.
И ведь архитекторам не просто запрещали строить "дорогое и вычурное", а реально преследовали и заводили дела. Яркий пример - архитектор Леонид Поляков, автор гостиницы "Ленинградская" в Москве, создатель сталинских высоток на Набережной Тараса Шевченко и станций метро Курская-радиальная, Октябрьская-кольцевая и Арбатская синей ветки. Еще он спланировал застройку Большой Морской улицы в Севастополе. В общем, при Хрущеве на этого человека завели уголовное дело за "растрату государственных средств", причем обвинения выдвигали такие, будто он специально, всем назло, проектировал СЛИШКОМ дорогие здания и станции, шоб денег, значицца, побольше потратить и тем самым нанести вред государству. Апогеем всего этого требование освободить четырехкомнатную квартиру в сталинском доме. Мол, великий архитектор ее не заслужил. Хоть не посадили в итоге, и на том спасибо.
Как итог - произошел эдакий ментальный надлом среди архитекторов. Они стали тупо бояться предлагать что-то более-менее дорогое. А дешевое часто было простым как три копейки. При Брежневе стало полегче в плане творческой свободы, но вот желание экономить никуда не ушло, хоть и ослабло. И первостепенность простых проектов вошла у архитекторов в привычку.
Но вот откуда возникли вот такие идиоты, как автор памятника Курчатову, для меня остается загадкой.
Фильм "Дайте жалобную книгу" как раз о твистующих советских хунвейбинах, которые валят всё, что колоннами и виньетками, и ваяют кафе "Одуванчик", судя по планировке, демонтировав несущую стену.
Архитектор -опасная специальность была в то время.
Известный архитектор Душкин, много работал с проектами метро, и почти все его станции - памятники архитектуры. И вообще он много строил всего знаменитого и в Москве, и не в Москве. Так дважды чуть не шлепнули. Сначала за станцию Дворец Советов (Кропоткинская) посадили и вели дело к приговору за вредительство. Но приехали англичане во главе с Бернардом Шоу, им показали строящееся метро, они в полном восторге пожелали познакомиться с архитектором станции Дворец Советов. Душкина вытащили из подвала Лубянки, привезли к англичанам, те долго выражали свое восхищение, трясли руку... Расстреливать за вредительство Душкина уже не стали.
А потом со станцией Маяковская - снова написали донос, что он вредительски пустил на отделку сталь, а такое транжирство стратегических материалов снижает обороноспособность родины.
Да еще мозаики агитационного характера по эскизам Дейнеки Душкин нарочно загнал в высокие купола свода, чтобы трудящиеся поменьше обращали на них внимание.
Но Душкин был уже признанный мастер, отбился как-то...
А Полякова жаль. Писали, что его Арбатская воплощает принципы итальянского ренессанса... И все были в восторге. А потом просто сломали человека.
А вообще должна заметить, что при Сталине скульпторы умели создавать реалистичные скульптуры, с живой человеческой пластикой, с нормальными человеческими лицами. Вот скульптура "Молодая семья", установлена в Пензе во дворе жилого дома на улице Володарского. Ну красота же, люди на людей похожи, композиция гармоничная, ощущения покоя и счастья, этакий советский бидермейер:
Reply
Хорошо же, да? Вот только это один из фрагментов памятника Александру Второму, который после революции был снесен и разобран на части.
И ваш памятник стилистически похож на этот. А постамент под ним да, вполне пролетарский.
Reply
Reply
Reply
Эх! Объявили бы скульптуру федерально охраняемым объектом!..
Reply
А вот потом засучили рукава "рождённые революцией".
Аналогично и в гуманитарных науках....
Reply
Смотря какой период.
Если довоенный - то это еще чисто "имперская" школа.
После ВОВ в дело, в большинстве своем вступили уже те, кто родился до Революции, но на момент ПМВ и Гражданской войны еще пешком под стол ходили. Взять, к примеру, архитекторов Ленинградского метро (первой очереди, построенной к 1955 году) - ее создавали, в основном, люди 35-45 лет. Причем эти люди умудрились и в ВОВ принять участие (и не художниками-стенгазетчиками), и Ленинград с пригородами, по мере сил и средств, привести в порядок (а это поднятие из руин всей царской архитектуры, от простых жилых домов до императорских дворцов), и еще и метрополитеном заняться. И разве плохой получилась красная ветка питерского метро (участок от площади Ленина до Автово)?
Да, безусловно, у этих людей были учителя времен РИ, без которых архитекторы не освоили бы профессию. Но проблема, имхо, появилась при Хрущеве и его печально известном указе о борьбе с архитектурными излишествами. Внезапно вся вот эта красота оказалась вредительской, ведь государство, как выяснилось вынуждено (ВНЕЗАПНО) тратить деньги на то, чтобы что-то построить. Уже утвержденные архитектурные проекты начали извращать и упрощать. Вот на примере того же метро это видно. Я сейчас опять беру в пример не московское, где тупо начали лепить облицованные дешевым кафелем "сороконожки", а питерское, где подобные станции невозможно было построить в силу необходимости строить станции глубокого заложения, с пилонами, а не колоннами. Как итог - уже в 1950-х годах начали радикально экономить. Украшательства станций, почти все, убрали нахрен, а число проходов к платформам на пилонных станциях сократили до минимума (привет "Чернышевской"). Вторую, синюю ветку, сделали настолько минималистичной, что остается горестно вздыхать - находящиеся прямо в сердце города "Невский проспект" и "Сенная площадь" выглядят... тупо никак. А от станции "Технологический институт-2" сам ее автор Соколов дико плевался всю жизнь и извинялся за то, что не мог построить что-то лучше, ибо необходимо было упрощать.
И ведь архитекторам не просто запрещали строить "дорогое и вычурное", а реально преследовали и заводили дела. Яркий пример - архитектор Леонид Поляков, автор гостиницы "Ленинградская" в Москве, создатель сталинских высоток на Набережной Тараса Шевченко и станций метро Курская-радиальная, Октябрьская-кольцевая и Арбатская синей ветки. Еще он спланировал застройку Большой Морской улицы в Севастополе. В общем, при Хрущеве на этого человека завели уголовное дело за "растрату государственных средств", причем обвинения выдвигали такие, будто он специально, всем назло, проектировал СЛИШКОМ дорогие здания и станции, шоб денег, значицца, побольше потратить и тем самым нанести вред государству. Апогеем всего этого требование освободить четырехкомнатную квартиру в сталинском доме. Мол, великий архитектор ее не заслужил. Хоть не посадили в итоге, и на том спасибо.
Как итог - произошел эдакий ментальный надлом среди архитекторов. Они стали тупо бояться предлагать что-то более-менее дорогое. А дешевое часто было простым как три копейки. При Брежневе стало полегче в плане творческой свободы, но вот желание экономить никуда не ушло, хоть и ослабло. И первостепенность простых проектов вошла у архитекторов в привычку.
Но вот откуда возникли вот такие идиоты, как автор памятника Курчатову, для меня остается загадкой.
Reply
Reply
Reply
Reply
Архитектор -опасная специальность была в то время.
Известный архитектор Душкин, много работал с проектами метро, и почти все его станции - памятники архитектуры. И вообще он много строил всего знаменитого и в Москве, и не в Москве. Так дважды чуть не шлепнули. Сначала за станцию Дворец Советов (Кропоткинская) посадили и вели дело к приговору за вредительство. Но приехали англичане во главе с Бернардом Шоу, им показали строящееся метро, они в полном восторге пожелали познакомиться с архитектором станции Дворец Советов. Душкина вытащили из подвала Лубянки, привезли к англичанам, те долго выражали свое восхищение, трясли руку... Расстреливать за вредительство Душкина уже не стали.
А потом со станцией Маяковская - снова написали донос, что он вредительски пустил на отделку сталь, а такое транжирство стратегических материалов снижает обороноспособность родины.
Да еще мозаики агитационного характера по эскизам Дейнеки Душкин нарочно загнал в высокие купола свода, чтобы трудящиеся поменьше обращали на них внимание.
Но Душкин был уже признанный мастер, отбился как-то...
А Полякова жаль. Писали, что его Арбатская воплощает принципы итальянского ренессанса... И все были в восторге. А потом просто сломали человека.
Reply
Reply
Leave a comment