Алероха у нас не терпит боли. Оно понятно - кому охота её терпеть? Но это усложняет визиты к врачам, когда нужны какие-нибудь малоприятные процедуры. Прививку от гриппа ставили - Алероха рыдал и вырывался, как будто его резали без наркоза.
На днях ходили мы удалять кожные наросты. Не знаю как по-русски, а по-английски они называются skin tags. Сами по себе они не опасны, но цепляются за одежду и растут со временем. Лучше удалить.
Алерохе, разумеется, был обещан приз. Если уж получать неприятные физиологические впечатления, нужно их компенсировать вкусняшкой после.
Мастерица, проводившая процедуру, была проверенная - я сама к ней хожу много лет, с тех пор, как сделала у неё
татуаж на веках. На кожу вокруг наростов наложили обезболивающее. И всё равно, от первого касания иголкой Алероха задрыгался, зарыдал и отказался сотрудничать.
- Я и сама ничего делать не буду, - заявила мастерица. - Я не могу работать, если он в таком взвинченном состоянии.
- Ну ладно, - сказала я сыну, - пошли домой.
- А приз я получу? - прошептал страдалец.
- Нет, - сказала я. - Процедуру же мы не сделали.
Алероха остался на лежанке, не торопясь пулей выбегать в прихожую.
- Но я хочу приз, - проныл он.
- Тогда надо сделать процедуру, - развела руками я.
- Ты можешь мне говорить, когда начинать, - сказала мастерица. - И считать вслух, когда больно, это помогает. Нам всего четыре нароста надо убрать. За две минуты справимся.
Мальчик очень хотел приз, и решился на вторую попытку.
За следующие две минуты все наросты были удалены.
Мы пошли в ближайший торговый центр выбирать приз.
Алероха потом говорил, что ему помогло, что у него был выбор. Что можно было уйти домой. Что можно было контролировать, когда мастерица начинает работать иголкой. Считать, оказывается, тоже помогало.
Я поддакивала, хотя мне было очевидно, что лучшим стимулом стал животворящий приз. Но какая разница? Теперь у нас есть пример, когда Алероха справился с болью, вместо того чтобы убегать от неё. Навык для врачебных визитов не лишний.
Витька, услышавший эту историю, резюмировал:
- Всё как в играх. Игрокам важна иллюзия контроля, а не реальный контроль. Если им дать реальный контроль, они примут наихудшие решения из всех возможных. Нет-нет, рельсы, только рельсы. И лёгкий флёр выбора, чтобы игроки думали, что делают его сами.
P.S. Кстати, про приз хочу сказать пару слов. Алероха фанатеет на фильмы про Соника. Он искал фигурку, но не самого Соника, а другого героя, Шэдоу. Фигурка очень популярная, распродаётся быстро, найти её трудно. В тот поход мы её не нашли, купили Соника на шарнирах, которого можно гнуть в 32 местах. Алероха его прямо в метро распаковал, не в силах подождать до дома.
В ту же неделю у нас был запланирован визит к зубному. Мы его оттрубили, и отправились за призом. Алероха вспомнил про магазинчик, который видел мельком год назад по дороге. Мы туда заглянули, и нашли вожделенную фигурку Шэдоу, тоже шарнирную. Так что остаток дня Алероха провёл в счастливом мареве, играя с двумя фигурками и воспроизводя сцены из фильма.
Приятно видеть, когда у ребёнка день врачебного визита наполнен радостью, а не воспоминаниями о визите.