Некоторое время назад по наводке Уртики читала я книжку шеф-повара Энтони Бурдейна, 'Kitchen Confidential'. Скажу сразу: не дочитала. Но был в ней раздел, который запомнился, и который я разобрала на цитаты.
Книжка описывает будни ресторанного бизнеса, и, я вам скажу, неприглядное это зрелище. Очень токсичная культура, очень жёсткая эксплуатация уязвимости. Автор сам признаёт, что в ресторан работать от хорошей жизни не идут. Пассивная агрессия, насмешки и травля от вышестоящих - норма и воспеваемый идеал.
Сам Бурдейн тоже малоприятен. Привилегированный мужчина, сын небедных родителей, который не просто гордится - бравирует своей привилегией. Автор смакует, какой он был несносный мальчишка в детстве, какой дрянь человек он был в юности, да и сейчас, признаться, немногое изменилось.
Зачем же я такое читала и почему я продолжала это читать?*
Затем, что автор умеет воспевать еду.
Достаточно прочитать одну главу - «Food is Good» - в самом начале книжки, чтобы пересмотреть своё отношение к еде. Еда - это приключение. Еда - это событие. Еда обладает властью. У еды есть способность изумлять, шокировать, восхищать, завлекать и оставлять незабываемое впечатление.
Автор понял это ещё ребёнком. Мне как матери двоих детей это актуально. Мои отношения с едой развивались медленно, и я только сейчас начинаю понимать, какая это увлекательная авантюра - интересная еда, и навёрстывать упущенное. И если у детей есть когнитивная способность оценить необычную еду (а я не была уверена, есть ли), то это повод чаще подсовывать им незнакомые вкусняшки. Книжка вдохновляет это делать, и даёт словарь, как объяснять ребёнку, зачем.
Помимо детских воспоминаний, автор даёт рекомендации, в какие дни и какую еду лучше есть в ресторанах (качество блюд сильно зависит от дней поставки продуктов), и в каких случаях имеет смысл рисковать пробовать еду из ларька на улице в чужой стране. Правда, для того, чтобы добраться до этой информации, вам придётся продраться через страницы и страницы очень токсичного чтива. Или можно сразу прыгать к главе "From our Kitchen to your Table" и читать по делу.
Возможно, в книжке есть ещё что-то полезное. Я дочитала только до третьей перемены блюд. Если есть тут те, кто сумели одолеть книжку до конца и нашли больше прикольного, делитесь. Но вообще, конечно, показательно, насколько рассказ человека, который умеет любить еду, умеет писать красивым, сочным языком, и знает, о чём пишет, может быть испорчен самолюбованием и оправданием системы, рассчитанной на рабский труд и рабские условия.
*(с) Роберта Моретти.