Про образование и обучение

Jun 28, 2024 07:34

На третий день отпуска мозги медленно оживают. Разговаривали про процесс обучения и процесс образования.

В культуре и информационном пространстве есть много отсылок на “ага-моменты” - озарения, вдохновенные догадки, мгновения, когда кусочки мозаики сощёлкиваются воедино и дают новое понимание. Озарения прославляются, они являются кульминационным моментом в фильмах и книгах, и знаковой особенностью сумасшедших учёных.

А вот отсылки на то, что предшествует озарениям, несут совсем другой заряд.

Потому что озарению предшествует ощущение “да что ж я за тупица!” И это состояние обычно относят совсем к другой области - к области, которую осуждают.

Чтобы озарение пришло, нужно, чтобы большинство кусочков мозаики уже были усвоены и находились в активной памяти. Нужно, чтобы было чему сощёлкиваться. Но это неминуемо означает, что по звуку “щёлк!” возникает досада: да как же этого можно было не видеть? Оно же прямо перед глазами было!

Раздражение “да как же я раньше не сообразимши” - неотъемлемая часть процесса обучения, признак готовности поменять мировоззрение, внести поправку в свою картину мира. Путь к пониманию лежит через ощущение себя по-идиотски.

К сожалению, в нашей культуре все лавры достаются той стороне озарений, которая блестящий результат. А предыдущий шаг как бы отдельно. Как будто без него можно обойтись. Состояние “как же можно было этого не видеть?” люди прячут, потому что система за него стыдит и карает.

Потому и система образования у нас такая хреновая. Когда нет понимания, как происходит процесс обучения, образование работает через пень-колоду. И если кто-то что-то понял, то часто вопреки стараниям учителей, а не благодаря.

мыслительный, разговоры

Previous post Next post
Up