Всё внимание привлечено к выставке “
Оставляя свой след”, а между тем в АГО есть ещё одна, на мой взгляд не менее привлекательная. Она посвящена творчеству художницы Сариндар Даливал, уроженки Индии, которая росла и училась в Англии, а живёт в Канаде.
Боги. Какие краски. Какое невероятное, берущее прямо за сердце буйство цвета.
Учителя ругали девочку за яркую палитру, которая противоречила минималистичному стилю того времени. Сариндар в ответ заявляла: я рисую для себя. Её кумирами были Фрида Кало и лорд Байрон - за то, что ломали шаблоны. Её мечтой было придумывать названия для оттенков. Её утешением была мозаика миров, создаваемая на ватмане.
К тридцати годам Сариндар состоялась как художница. Теперь её обвиняли в том, что её творчество слишком личное. Постороннему зрителю, мол, не за что зацепиться, никак не провзаимодействовать с её творениями.
За всех зрителей не скажу, а мою сорочью натуру обилие цвета покупает с потрохами. И баланс, баланс этого цвета, вот что важно. Сариндар умеет подбирать цвета так, чтобы было ярко, но не оглушающе.
Взять, к примеру, коллаж, копирующий рекламный стенд в Индии. Сариндар увидела похожий стенд, где критиковалась система браков по договорённости и задавался провокационный вопрос “Стоит ли ваш муж тех денег, что вы за него заплатили?” Помимо самой листовки, милой моему сердцу, на стенде ещё полно всякой всячины. И я прямо вижу Индию. Обычно Индия для меня - это перебор. Мне даже в индийский квартал заходить тяжело, я перегружаюсь. А на стенд смотрю с удовольствием. Как раз моя доза вырвиглаза.
Особенно хорошо художнице удаются цветы - они у неё сказочно живые. В молодости Сариндар работала в Нидерландах на фабрике тюльпанов. Отношение работодателей было откровенно расистким, и Сариндар компенсировала боль от несправедливости, зарисовывая с натуры всевозможные тюльпаны на разных стадиях цветения.
По мере того, как она ездила по разным странам, художница вывела ту же идею на новый уровень. У неё есть проект “Чайные сады Занзибара”. Это - воображаемое место, мозаика моментов и локаций, которые Сариндар особенно полюбились. А говорят, в её искусство ходу нет. Вот же дверь. И я готова в этом саду навеки поселиться.
Не все творения художницы со мной резонируют. К примеру, рассказы глиняными буквами на магнитах оставили меня равнодушной. Зато коллекция яиц - часть из них настоящие, часть выточены из мрамора, дерева, кости - почему-то очень тронула. Я не сразу поняла, что история и яйца связаны.
В истории рассказывается про двух женщин, у которых сильно болела дочь. Они её носили к разным докторам, но малышка чахла. Наконец лудильщик им посоветовал положить яйцо на перекрёстке, и когда что-то его раздавит, девочка выздоровеет. История - из детства самой художницы, так что малышка, очевидно, выздоровела. С научной точки зрения бред полный, а как повод поизумляться размерам и формам птичьих яиц заходит на ура. Я как раз недавно смотрела
ролик на тему “яйцевидная форма - это какая?”
Ещё художница делает книги из крашеного ватмана. Это просто контрольный в сердце. Я не знаю, почему они меня цепляют, знаю только, что зависаю перед ними каждый раз, как вижу.
Выставка Сариндар для меня - способ искупаться в цвете, забыв про всё остальное. Каждое творение помогает сделать то, для чего художница его создавала: отключиться от боли, которую приносит мир, и увидеть, как боль трансформируется в пронзительную красоту.