Про войну и фашизм

May 23, 2024 05:42

Обсуждали тут с Витькой, почему всё ещё не началась Третья Мировая война. Точнее, Третья Мировая уже идёт, но совсем не так, как две предыдущие.

В Первой и Второй Мировой союзники, связанные договорами, использовали договора как повод ввязаться в войну. Физически ввязаться, послав войска.

В этот раз вроде те же страны, вроде сравнимые договора, но вектор в противоположную сторону. Те участники, которые в двадцатом веке с улюлюканьем слали на фронт своих солдат, теперь прилагают немалые усилия, чтобы от физической драки остаться в стороне. Они пошлют оружие, медикаменты, информацию - но не солдат.

Почему?

Фашизм как явление появился не в прошлом веке. Он существовал всю историю человечества. Где расчеловечивание - там и он. Исторически фашизм всегда выливался в войну - это его единственный вектор.

Фашизм сейчас поднимается везде: что в Штатах, что в Европе, про Россию и говорить нечего. Но в глобальное мировое месилово он не выливается. Что-то изменилось. Что-то его держит.

Возможный ответ - глобализация.

В мире осталось мало стран, кто может себе позволить порвать связи с остальным миром. Китай не может - его экономика стоит на торговле. Штаты не могут - у них нет собственного производства, всё вынесено в другие страны. Индия вон может и Россия.

Накладывание санкций на Россию показало: санкции работают слабо. В России как был бардак, так и остался. Санкциям трудно влиять на то, что не работает. У верхушки всё благополучно, а у низов никогда и не было ничего. Даже если вся экономика России обрушится, люди будут питаться с огородов, как делали уже не раз за последнее столетие.

Фашисткая Россия может позволить себе рвать связи - и в России фашизм вылился в войну. С маленьким соседом. Это очень важно, что с маленьким. Фашизму нужна маленькая победоносная война. А когда маленькая и победоносная не вышла, она превращается в вечную. Если Украине не поставят вооружение для успешного контрнаступления, война будет длиться, пока Путин не умрёт. И после этого Украину поделят по линии фронта, потому что все устали и заебались. А Крым если и вернётся, то только стихийной революцией через соцсети, по типу арабской весны. В общем, всё невесело в Украине.

Но я про фашизм. Какая-нибудь Венгрия, пусть и стала фашисткой, воевать никуда не пойдёт. У неё нет подходящих маленьких соседей, и есть много неподходящих больших. Но фашизм же сам не рассасывается, он должен куда-то вырваться. Нет, понятно, запретить аборты, запретить меньшинства, запретить свободу слова, Венгрия для венгров... дальше что? Куда польётся фашизм в условиях, когда нельзя развязать войну?

Предсказать невозможно. Исторических примеров нет.

Но тут важно, зачем предсказываем. Ясно зачем: очень не хочется попасть в мясорубку фашизма, когда он поднимется в моих краях. За то, что женщина, за то, что эмигрантка, за то, что традиционные ценности вызывают у меня отторжение.

Единственное, что противостоит фашизму - это социализм. Где людей расчеловечивают меньше, там и фашизма меньше. Где качество жизни людей в приоритете, там и фашизму труднее укрепиться. Где права человека зашиты в культурном коде, там их труднее подорвать.

И если куда-то бежать от фашизма - это туда, где больше социальных программ, социальной защиты, ориентации на человека. Не сказать, что таких мест на планете много, или что есть места идеальные. Здесь скорее речь о направлении. В пользу чего делать маленькие ежедневные решения, не говоря уж о единичных больших.

Такие мысли.

Тематическую картинку почему-то хочется поставить вот эту.


мыслительный, разговоры

Previous post Next post
Up