От школьного учителя пришло письмо: “Ваш сын весь урок читает комиксы и не слушает материал. Не давайте ему приносить комиксы в школу.”
После многих лет общения со школой моей парадигмой по умолчанию является “мой ребёнок всегда прав”. Если учитель не смог сделать урок интересным - это проблема учителя, а не ребёнка.
Но Витька возразил, что мы не знаем, был ли урок интересным. Если Алероха погрузился в комиксы на старте, учителя он не слышал по определению.
Витька постановил, что комиксы ребёнок в школу брать не будет, а будет слушать учителя и рассказывать нам, было ли сказанное интересным. Я согласилась в том смысле, что надо собрать данные, и на базе этого искать решения. Витька добавил, что обращать внимание на происходящее вокруг - в целом полезный навык, в жизни пригодится. И вообще, если Алероха в школе будет только комиксы читать, то какая нам польза с этой школы.
Алероха страшно разобиделся, ворчал, сопротивлялся и пытался таскать комиксы украдкой.
Однажды вечером сын пришёл ко мне в комнату, чтобы показать мне три ролика “Kurzgesagt” про квазары и звёзды с чёрной дырой внутри. Я воспользовалась случаем превратить просмотр в воспитательный момент.
Сын включил ролик. Я уткнулась в телефон.
- Мама, убери телефон.
- Чего это?
- Когда ты смотришь в телефон, ты не слушаешь.
- Я слушаю, слушаю!
- Нет, не слушаешь.
- Вот видишь, - указала я, - ты сам согласен, что нельзя одновременно слушать ролик и читать что-то другое. Даже если ролик интересный.
Алероха отобрал у меня телефон. Я позволила. Мне хотелось устроить смену ролей.
Сын включил ролик снова. Некоторое время мы смотрели молча. Потом ребёнок оглянулся на меня и увидел, что я тайком достала рабочий телефон и туплю туда.
- Мама! - возмутился он, отбирая и второй телефон.
- Видишь! Видишь! - хихикала я. - Теперь ты знаешь, как это раздражает - когда ты пытаешься показать что-то прикольное, а тебе и шанса не дают!
Мы досмотрели ролики. Алерон повернулся ко мне.
- А теперь расскажи, что тебе больше всего запомнилось, - распорядился он.
Я рассказала. Смена ролей - так целиком.
Алероха подобрел. На следующее утро он уже не цеплялся за комиксы. Не берусь заявлять, что эффект появился только от моего упражнения, скорее по совокупности факторов.
А через пару дней рассказал, что у них с учителем сделка. Если Алероха выполняет все задания, учитель даёт ему билетик. Пять билетиков = десять минут свободного времени, когда Алероха может читать свой комикс. Сын уже получил первые билетики и купил за них первый отдых с комиксом в обнимку.
Так и хочется сказать: вот видишь, учитель, ты прекрасно сам справился. И не надо было нам письма писать. Но говорить мы этого не будем. Мы вообще стараемся с учителями не разговаривать.
Click to view