Иногда (довольно часто) я гляжу на мир и мне плохеет. Цены растут, насилие множится, расслоение по уровню доходов прогрессирует, гуманитарные ценности остаются за бортом. В будущее глядеть страшно, предсказать его - невозможно. Мир велик и сложен, и я не знаю ключевых факторов, которые поворачивают историю.
Чтобы не бояться будущего, я ищу сценарии, которые описывают то, что происходит в мире, но при этом не являют собой сущий мрак. Это важно - понимать, что существуют сценарии, которые не сущий мрак. Помимо сиюминутного облегчения они ещё и помогают осознать, что работает против мрака, чему нужно способствовать и помогать.
В качестве таблетки от уныния я воображаю, например, вот такой вариант происходящего.
Миллениалам нельзя продать американскую мечту.
Огромное количество проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас - политических, климатологических, социальных - следствие решений, принятых бэби-бумерами. Бумеры известны своей незамутнённостью в вопросах, об которые миллениалы бьются, как рыбы об лёд. В мире бумеров дома дешёвы, работы обильны, женщины должны, глобального потепления не существует, капитализм - лучшая система в мире. И они непоколебимы в своём мнении как памятники на постаменте.
А знаете, почему бумеры так уверены в своей правоте? Потому что они американскую мечту лично видели и при ней жили. И, что важнее, мечту застали их дети, Gen X, моё поколение. Я говорю, конечно, не про Россию и даже не про Украину, а про Канаду. Я застала время, по которому ностальгируют бумеры: размеренная жизнь, умеренные цены, доступное жильё, стабильное будущее.
Но уже на моём веку оно начало ломаться. Американская мечта отдалялась и отдалялась, пока не ушла за горизонт.
Это - очень мрачная и несправедливая ситуация, но в ней есть искра надежды. Миллениалы - первое поколение, иммунное к влиянию бумеров.
Даже если бумеры будут очень стараться (а они очень стараются), у нет никаких шансов отравить последующие поколения нарративом “играй по нашим правилам, и будет тебе счастье”. Нарратив работал, пока имелись наглядные примеры счастья. Но американской мечты больше нет. У бумеров пропали рычаги давления на молодёжь. Этим очень обеспокоены политики-бумеры: их база вымирает, а новое поколение старыми ценностями не подкупишь.
И в этом я вижу надежду. Надежду на лучший мир, устроенный по более гуманным правилам. Мир, где над уязвимостью принято не смеяться, а помогать. Мир, более свободный от гендерных стереотипов и принудительного репродуктивного труда. Мир, где больше нет доктрины “никто никому ничего не должен”, а есть выполнение государством своих обязательств.
Конечно, очень хреново, что за разворот от токсичного прошлого приходится платить такую цену. Но это всегда было так. Все повороты к лучшему достигались революцией и покупались кровью. Не умеем мы пока по-другому.