Прочитала тут
статью про постепенное расчеловечивание. Там описан механизм, как человек, который вначале войны был против войны, постепенно становится не против или даже за.
Имею сказать. Дело не в том, что статья рассказывает что-то неправильно. Дело в том, что статья начинает НЕ СНАЧАЛА.
Расчеловечивание начинается не тогда, когда война уже началась.
Расчеловечивание начинается задолго до войны. Оно начинается с таких вещей, которые кажутся глупостями и блажью по сравнению с пролитой кровью и изнасилованными детьми.
Оно начинается с отрицания феминизма и прав ЛГБТ. Оно начинается с поглядывания свысока на иммигрантов, не-белых, бедных и бездомных. Оно начинается в мирной жизни, когда всё хорошо, и у большинства людей жизнь полна житейских, разрешимых проблем - как приучить ребёнка читать или добыть билеты на курорт подешевле.
Оно начинается с того, что гнобить инаких становится общественно одобряемо.
Мы и без того живём в мире, где процветает расизм, сексизм, эйджизм и прочий токсичный багаж. Разница в том, что происходит, если на этот багаж указать. Извинится ли человек, отпустивший токсичную шутку или комментарий, если сделать ему замечание? Смутится ли? Каковы общественные ожидания?
Когда вектор общественных ожиданий смещается на травлю - ату их, ату, этих женщин, этих геев, этих евреев, этих темнокожих! - это и есть начало расчеловечивания. (Разумеется, при травле используются более оскорбительные и унизительные названия травимых групп.) Лавина покатилась, она набирает силу. Жизнь всё ещё по инерции идёт своим чередом, но атмосфера уже заражена, уже наполнена радостью самоутверждения за счёт уязвимых.
И люди радостно окунаются в это самоутверждение. Чем херовее у людей жизнь, тем радостней они в него окунаются. Знаете, почему? Потому что настоящих виновников херовой жизни они предпочитают не видеть. Чтобы увидеть настоящих виновников, нужно увидеть всю систему и осознать, что она не работает. Что жизнь построена так, чтобы вытянуть из работяги все соки и бросить подыхать на обочине. Но это же надо историю знать, философию, в злободневных социальных темах разбираться. Это ж нужно давать отпор сильным мира сего. Это ж нужно быть готовыми в самих себе встречать токсичный багаж и выпалывать его. Да ну! Пнуть слабого куда проще, и удовлетворение мгновенное!
А потом это переходит на законодательный уровень. Не зря одним из первых признаков фашисткого режима является преследование феминизма и ЛГБТ на уровне закона. Расчеловечивая больше половины населения страны, государство делает их ещё более уязвимыми, меньше способными к сопротивлению, больше покорными давлению.
Только здесь наступает тот момент, который заявлен в статье как изначальный. Начинается война, учащается стрельба в общественных местах, вводится отмена абортов, усиливаются стеклянные стены и потолки. Но это не начало. Это - закономерный итог предыдущих восьми сезонов.
Система ценностей - вот с чего всё начинается.
Проблемы начинаются тогда, когда становится ок считать других людьми второго сорта. Всё остальное - производные.