«Искусство дает выход воображению, а не подражает жизни». Генри Мур.
Итак, про выставку Генри Мура в Кремле. Это, в сущности, первая выставка современного искусства на территории Московского Кремля. Оговорюсь, что я, консерватор до мозга костей, таки привержен к иной традиции - той, которая "за 400 лет приучила нас ожидать от скульптуры точного отображения предмета". Однако ж Генри Мур - явление в современном искусстве мега-значимое (я, признаться, узнал о его существовании - shame on me! - исключительно благодаря работе над каталогами к этой выставке, которая (работа, не выставка) упала на меня совершенно случайно. Для меня Мур - это в первую очередь всегда Томас, который "Ирландские мелодии"; периодически оговариваюсь :-)) А вот Катя, между прочим, Мура знала!). Но пока работал - даже я отчасти проникся. Ну, или, не полюбив, по крайней мере, стал понимать, КАК и за что это можно любить и по каким критериям оценивать. Потому я прямо-таки вывешу несколько "картинок с выставки". А цитировать буду фильм, который я переводил, все равно ж я его переводил :-). Фильм - умный, а меня всегда пробивает на ядовитость, независимо от сабжа.
Выставка происходит в двух залах: в Патриаршем дворце и в Звоннице. Так что, когда нас, причастных к каталогу, призвали на торжественное открытие, я возлюбил это событие еще и потому, что никогда не был ни в Патриаршем, ни в Звоннице :-).
Посмотреть на Яндекс.Фотках Кулуары Патриаршего дворца меня глубоко поразили. Они такие... аутентичные! [Голые кирпичные стены и минимум современных штрихов.] Кулуары - это где офисы. А с виду - средневековый замок как есть. Представляете себе офисы? А они - там! Дверь за моею спиной!
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Открытие выставки: выступают Е.И. Гагарина, директор музеев Московского Кремля (дочь Юрия Гагарина), господин Британский посол де Квинси (нет-нет, если и родственник Томаса Квинси, который "Записки курильщика опиума", то самый что ни на есть дальний; я специально спросил (не сейчас, на выставке Блейка); он долго смеялся и сказал, что это - самый частотный вопрос, ему задаваемый. Кто б удивился. С такой-то фамилией!), представитель фонда Мура из Перри-Грин, дочь Мура и разнообразные спонсоры:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Наши - Внемлют:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Итак, за что мы должны любить Генри Мура :-).
Посмотреть на Яндекс.Фотках "Среди ныне живущих британских скульпторов Генри Мур по праву занимает первое место. Необычные, впечатляющие изваяния, заполнившие его студию, подхватывают и продолжают традицию, что в Англии вот уже 400 лет как пресеклась - традицию выразительности и верности материалу. В студии - в своей мастерской - Мур облекает идеи в осязаемую форму. На первый взгляд этот необычный, чужой мир озадачивает нас, сбивает с толку. Но количество и качество творений Мура обладают цельностью, которой способны наделить лишь самобытность и сила. Такая скульптура - вызов нашим общепринятым представлениям; прежде, чем мы сумеем должным образом оценить сами произведения, нам следует понять подход скульптора к своей работе".
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Мур вдохновлялся первобытным примитивистским искусством - на тот момент реалистическая традиция себя исчерпала, - и творениями Пикассо.
Вот одна из моих любимых работ: "Головка животного":
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках И перетекающие одна в другую формы меня тоже завораживают:
Посмотреть на Яндекс.Фотках "В первую очередь он сосредотачивается на материале - и на идеях, им подсказанных. Эту голову мы видим насквозь, осознаем, как одна часть соотносится с другой, благодаря ее открытой металлической структуре. [Жутенькое произведение; на выставке его нет. Голова, просверленная насквозь :-((] А вот еще более абстрактное произведение: дерево и струны. Гладкая полированная поверхность с характерной текстурой - и тут же контрастные линии струн, исполненные внутренней напряженности - своего рода такелаж. Грация корабля на волнах или птицы в полете".
А вот этот контраст даже меня "пробивает". "Струнные" скульптуры, пожалуй, мои здесь самые любимые. В частности, "Птица в корзинке":
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках "А эта ранняя работа производит впечатление исключительно благодаря качеству камня: массивного, гладкого, угрюмого. Автор говорит нам о его сущности - зародыша ли, или ореха, - намекая на скрытую в нем силу." Речь идет не об этой работе, но эта работа отлично иллюстрирует цитату:
Посмотреть на Яндекс.Фотках "Еще студентом Мур покинул Лидс и приехал в Лондон - продолжать обучение и познакомиться с коллекциями скульптуры в Британском музее. Не с фигурами фронтона - этим воплощением викторианского идеала в искусстве, но с новым миром зрительных ощущений, что находится внутри. Представьте себе, что идете по этим галереям в первый раз - в точности как Генри Мур, взгляните на чудеса, что открывались его взгляду в течение многих часов, проведенных им среди скульптур: их разделяют тысячи лет и тысячи миль, и однако ж их все объединяет нечто общее - на языке форм. Глядя на произведения, которые вы только что видели, я понимаю со всей отчетливостью: первобытные народы глубоко чувствуют пластическую форму; примитивистское искусство говорит языком прямым и понятным. Во главу угла оно ставит первоосновы; его простота - это следствие сильного, непосредственного переживания; это не простота ради простоты, что ведет лишь к бессодержательности. Автор, кто бы он ни был, отзывается на жизнь чутко и искренне; искусство для него - средство выражения своих надежд, верований и страхов".
Посмотреть на Яндекс.Фотках "Традиционная простота скульптуры коренится в уважении к исходному материалу. «У самых разных природных форм можно многому научиться. Взять, например, вот этот камень со сквозной дыркой. Камень обладает мощным и неспешным структурным ритмом: наверное, именно так природа работает с камнем. Разительный контраст с ним составляет эта ракушка: живая, хрупкая, полая форма - источник идей для полых металлических скульптур. Или, скажем, взять эту кость: кости, хотя и тонки, но обладают поразительной структурной силой. Изучение этих природных форм, а также и человеческого тела, легло в основу большинства моих скульптурных работ».
Посмотреть на Яндекс.Фотках "Мексиканская скульптура и творения Пикассо - вот два основных источника влияния, повлиявших на становление Мура как художника. Но такие рисунки наглядно демонстрируют, что годы, затраченные Муром на изучение человеческого тела, этого тончайшего и сложнейшего из всех объектов, ничуть не менее важны. Мур по-прежнему то и дело возвращается к рисованию с натуры".
И, вот воля ваша, техникой рисунка он владеет блестяще. Мне очень нравится серия реалистических эскизов, сделанных в лондонской подземке, когда она служила бомбоубежищем - не то слово какие пронзительные эскизы. Темно, поезда не ходят, люди спят на чем попало штабелями... жутко.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вот еще несколько экспонатов с выставки. Вот этот называется "Три мотива на фоне стены" (А вовсе не "Из жизни муми-троллей", как вы наверняка подумали и как подумали мы :-)))
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках А вот это - вообще мой непреходящий фаворит. Имхо, ужасно инквизиционная штука, прям мороз по коже. "Три острия" называется:
Посмотреть на Яндекс.Фотках Одна из столь любимых Муром "Полулежащих фигур" - он их ваял, отливал и резал в количестве и в самых разных размерах. Они... странные. В какой-то из статей говорится, что "Полулежащая фигура" - один из излюбленных сюжетов скульпторов и художников многих веков, поскольку множество смыслов в этом сюжете заложено: тут и плодородие, тут и эротика, и нарциссизм, and what not. У Мура они намеренно безликие:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках А еще в том же Патриаршем, на верхнем этаже, есть такая штуука! Это - мироварня. В ней варили миро - на все епархии России, и отсюда везли во все концы:
Посмотреть на Яндекс.Фотках А потом был банкет:
Посмотреть на Яндекс.Фотках И я позорно напился и на кадрилях мало чего соображал (но все фигуры прошел! в том числе и вальсовую!), мне очень стыдно... Но что я больше так не буду, я не скажу, патамушта это было вкусно :-).
Единственная из скульптур, установленная под открытым небом, напротив Патриаршего дворца и входа на выставку. Скульптурная группа: Мур, Лешка и Маша :-)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Задумчивый Лешка :-)))
Посмотреть на Яндекс.Фотках А по ходу дела был изумительно красивый закат в Кремле:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках К слову сказать, у меня есть проходка, в смысле, пригласительный билет на выставку на два лица, мною не востребованный (я был на открытии и еще надеюсь быть на двух лекциях по Г.М.) - если кто-то хотел бы пойти, могу отдать.