О дарахъ и благодати (3)

Sep 09, 2014 22:19


Усвоенiе Истины осуществляется посредствомъ прiобщенiя къ Ней (Iоан.8:32; 17:3-19.25,27) или причащенiя Ею (Iоан.6:45-56), то бишь Самимъ Христомъ, Который есть "Путь и Истина и Жизнь" (Iоан.14:6).


Такъ будущiй Кессарiйскiй святитель Василiй, получившiй прекрасное свѣтское образованiе въ Константинополѣ и Афинахъ, не сталъ бы Великимъ, если бы подъ влiянiемъ своей собственной блаженной сестры, преподобной Макрины (†380 г. по Р.Х.), не поселился въ пустынѣ Египѣтской, не увлёкъ бы за собою и другого подвижника благочестiя, своего друга Григорiя, удостоившегося впослѣдствiи великаго званiя Богослова, затѣмъ не удалился бы въ Палестину, Сирiю и Месопотамiю, гдѣ, живя вмѣстѣ съ отшельниками монахами, не научился бы ихъ опыту въ постиженiи величайшей изъ наукъ - Премудрости Божiей, и высочайшему изъ искусствъ - истинному благочестiю, побѣдѣ надъ страстями, побѣдѣ надъ грѣхомъ. Такъ ихъ внѣшнее образованiе, восполненное духовными подвигами, словно алмазъ, очищенный отъ примѣсей и получившiй огранку въ аскетическихъ трудахъ подвижниковъ благочестiя, помещённый въ оправу Евангельской Истины, превратился въ настоящiй духовный бриллiантъ. Итакъ, внѣшнее духовное образованiе является вторичнымъ, вспомогательнымъ пособiемъ (и не болѣе того) для немощныхъ духомъ и искушенныхъ мiрскою человѣческою премудростiю, способствующею развитiю гордости - самомнѣнiя и самоувѣренности. Таковые, столкнувшись съ трудностью пониманiя смысла постигаемаго ими ученiя и богооткровеннаго текста, а также необходимостью интеллектуальнаго напряженiя, зачастую пассуютъ, неожиданно обнаруживая свою несостоятельность - неспособность справиться съ тѣмъ, что имъ, казалось бы, легко всегда давалось. Потому иницiатива и вопль о якобы непонятности богослужебнаго текста какъ правило всегда исходило и нынѣ исходитъ именно изъ среды такъ называемаго "образованнаго" сообщества (интеллигенцiи): такъ было въ исторической ретроспективѣ, такъ, очевидно, будетъ и всегда. И не то, чтобы "образованный" умъ былъ препятствiемъ въ усвоенiи богословiя какъ богооткровенной науки, но именно методика, удобопрiемлемая лишь при изученiи естественныхъ наукъ, является причиной неудачи и неприложима къ области мистическихъ познанiй, но лишь косвенно, въ ограниченной степени своей философской системы и терминологiи, можетъ быть приложима только въ исключительно апологитическихъ цѣляхъ, - чему подтвержденiе мы находимъ въ историческихъ причинахъ созывовъ всѣхъ 7-ми Вселенскихъ Соборовъ (начиная съ 325 года по Рождествѣ Христовомъ), составившихъ и закрѣпившихъ всѣ извѣстные Церкви догматическiе опредѣленiя на языкѣ, доступномъ пониманiю внѣшнимъ, приходящимъ въ Церковь, изъ чего, однако, никакъ не слѣдуетъ, что до этихъ Соборовъ богословiя не существовало. Не потому ли слово Божiе было проповѣдано и принято въ средѣ простыхъ рыбаковъ, а не учёныхъ, ни мудрецовъ, ни книжниковъ, ни законоучителей, что снисшедшiй въ День Пятидесятницы Духъ Святый преобразилъ и просвѣтилъ невѣжественные прежде души апостоловъ, такъ что и косноязычный, трижды отвергшiйся прежде, Пётръ сталъ красноречиво и уже безъ страха проповѣдывать слово Божiе и обратилъ сразу около трёхъ тысячъ душъ (Деян.2:1-41). Не тотъ же ли Духъ и нынѣ просвѣщаетъ души и сердца тѣхъ современныхъ намъ простецовъ, искреннѣ вѣрующихъ Евангелiю, свято хранящихъ традицiи и догматы вѣры, ревностно исполняющiхъ церковные правила, посты и молитвы, о которыхъ такъ снисходительно и пренебрѣжительно "заботяться" доморóщенные самозванные "печáльники" наши, вызвавшiеся облегчить намъ путь ко спасенiю? Спаси ихъ, Господи! Не бервно ли у нихъ самихъ въ глазу (Матѳ.7:4-5; Лук.6:42)?
Съ точки зрѣнiя точности перевода богослужебнаго текста на современный русскiй языкъ, который во многомъ уже утратилъ свой семантическiй смыслъ, и относительно сохраненiя во всей полнотѣ его смысла, достиженiе изначала поставленной ими задачи вызываетъ большiе сомнѣнiя и опасенiя, и тѣмъ ещё паче, что для осуществленiя такого серъёзнаго проекта необходимъ всё-таки какъ minimum ДАРЪ ЯЗЫКОВЪ, которымъ надѣлены были святые апостолы и ихъ ближайшiе преемники, а также рѣдкiе и немночисленные святые, изъ кóихъ и для нашего языка Господь даровалъ богомудрыхъ учителей, святыхъ равноапостольныхъ Кирилла и Меѳодiя. Этотъ же даръ, въ ОТЛИЧIЕ отъ перечисленныхъ выше и усвояемыхъ для личнаго, внутреннего употребленiя и развитiя, всеми христiанами въ Таинствѣ Крещенiя и запечатлённыхъ Печатью Духа Святаго въ Таинствѣ Мvропомазанiя, вкупѣ съ другими 8-мью дарами Святаго Духа (1Кор.12:28-31), особо даруется уже для внѣшнего общественнаго служенiя и, разумѣется, отнюдь уже не всѣмъ, но только избраннымъ на служенiе (1Кор.12:29). И это, ОЧЕВИДНО, такъ!

модернизмъ, Богослужебный языкъ, Апологетика

Previous post Next post
Up