Естественный опытъ свидѣтельствуетъ, что обычный ("среднестатистическiй") человѣкъ можетъ удерживать своё вниманiе на одномъ какомъ-либо предметѣ или одной мысли всего 15-20 минутъ. На этомъ многовѣковомъ опытѣ построена вся традицiонная школьная образовательная система: въ первой половинѣ урока (а академическiй часъ длится всего 45 минутъ) производится опросъ усвоеннаго прежде матерiала, а во второй половинѣ, въ теченiи, условно ≈ 15 минутъ (какъ разъ столько, сколько соотвѣтствуетъ способности человѣка удерживать въ себѣ вниманiе) преподаётся новый матерiалъ.
Причёмъ эта ограниченность человѣка относится не только къ школьному учебному процессу, но и къ индивидуальному изученiю человѣкомъ вообще какой-либо информацiи. Неужели изъ-за этого намъ будетъ предложено, подобно католикамъ, сократить время богослуженiя до 20-ти или 40-ка минутъ съ перерывомъ? Никакъ нѣтъ! Потому что продолжительная молитва и чтенiе многого числа богоугодныхъ книгъ способствуютъ выработкѣ правильныхъ нравственныхъ критерiевъ, прiобрѣтенiю навыка правомыслiя, усвоенiю человѣкомъ евангельской Истины. Иными словами, въ дѣлѣ спасенiя человѣку важно не много знать, а ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ! Не случайно же въ духовно-аскетической литературѣ особое вниманiе удѣляется именно упражненiю вниманiя какъ въ молитвѣ, такъ и вообще въ богомыслiи, памяти смертной, духовномъ трезвенiи (Матѳ.24:42; 26:41; Лук.21:36 и т. д.). Въ высшихъ свѣтскихъ учебныхъ завѣдѣнiяхъ также удѣляется вниманiе этой проблемѣ, а потому, благодаря лекцiямъ и письменнымъ работамъ, у студентовъ развивается вниманiе на бóльшее время. Опытъ работы съ любой книгой подтверждаетъ тотъ фактъ, что, при всёмъ напряженiи и ограниченности человѣка, имъ всё-таки усваивается не весь текстъ, не вся информацiя, но лишь контекстъ, сама идея, самый смыслъ произвѣдѣнiя - его сюжетъ, его концепцiя или само разсужденiе... А потому незначительные подробности или отдѣльные слова, или выраженiя въ самомъ тексте, не вполнѣ понятные намъ, нисколько не умаляютъ смыслъ контекста. Даже случается наоборотъ - и это я могу подтвердить на собственномъ опытѣ! - смыслъ и значенiе нѣкоторыхъ непонятныхъ терминовъ выясняется изъ самаго контекста. И это правильно - нисколько не ущербно! И въ отношенiи церковнославянскаго языка рѣчь всегда идётъ именно о нѣкоторыхъ непонятныхъ словахъ и выраженiяхъ, а не о всёмъ языкѣ. Такъ случается съ нами и на молитвѣ, когда трудно удерживать долго вниманiе, но всё-таки, сосредоточившись на главной мысли, главномъ прошенiи или благодарности Богу, мы извлекаемъ всё тò необходимое, чтò способствуетъ развитiю въ насъ глубокого духовного переживанiя, при которомъ Самъ Духъ Святой возводитъ человѣка въ Свою Его область и "подкрѣпляетъ насъ въ немощахъ нашихъ; ибо мы не знаемъ, о чёмъ молиться, как должно, но Самъ Духъ ходатайствуетъ за насъ воздыханiями неизреченными" (Рим.8:26). То же самое переживаютъ и всѣ вѣрующiе, молящiеся въ храмѣ, ибо "молитва не есть упражненiе для ума, но упражненiе для сердца" (архим. Рафаилъ Карелинъ). И въ этомъ смыслѣ, каждый въ свою мѣру усваиваетъ смыслъ священныхъ богослужебныхъ текстовъ и восхищается духомъ въ молитвенномъ порывѣ въ область духовныхъ переживанiй покаянiя и благодарности Богу, независимо отъ степени пониманiя конкретнаго каждаго слова и тѣмъ паче, что эти богослужебные тексты исполненны глубочайшаго смысла, котораго не смогутъ вмѣстить даже и въ русскомъ современномъ переводѣ, ибо для этого необходимо пройти долгiй путь опытнаго познанiя Бога черезъ подвигъ самоотверженiя, послушанiя, поста и молитвы, черезъ очищенiе сердца отъ страстей и ума отъ грѣховныхъ помысловъ, такъ какъ знанiе открывается только смиреннымъ, кроткимъ и съ чистымъ сердцемъ. То бишь душа человѣка, будучи по природѣ своей христiанкой, опознаётъ онтологически сродное ей и на интеллектуальномъ мистическомъ уровнѣ постигаетъ и усваиваетъ смыслъ молитвенныхъ словъ и пѣснопѣнiй, находясь въ молитвенномъ воодушевленiи въ храмѣ ли или въ уединённой кельѣ/комнатѣ, потому что богообщенiе для человѣка является естественнымъ состоянiемъ, свойственнымъ первоестеству до его грѣхопаденiя. Именно такимъ образомъ онъ возстанавливаетъ своё человѣческое достоинство, запечатлённое въ образѣ и подобiи Божiемъ.
Продолженiе слѣдуетъ...