http://www.laliberte.ch/?contenu=article&article=11542 Ламбьель: изношенное тело, свободный дух
Стефан Ламбьель будет звездой чемпионата Швейцарии, который открывается сегодня в Лугано. За два месяца до Олимпийских Игр его окружение говорит о возросших дисциплине и артистизме, но также о латентных болях в аддукторах, тех, что вынудили валезианца уйти из соревновательного спорта
Как обстоят дела у Стефана Ламбьеля на момент открытия чемпионата Швейцарии в Лугано, за 2 месяца до олимпиады? По мере того, как он готовится оживить память блистательного прошлого, которое прошлогоднее объявление об уходе из большого спорта только усилило, 2-кратному чемпиону мира приходится приспосабливаться, учитывая деликатное физическое состояние.
В окружении валезианца о боли говорят все. Это та же боль в аддукторах, которая вынудила его отказаться от соревнований. «Сегодня наш плюс - это еще больше опыта, но есть и минус, связанный с преждевременным износом тела, который знаком каждому элитному спортсмену», - комментирует Maжда Шарль, тренер по физподготовке. «Боль присутствует. Это то, с чем каждый день сталкиваются спортсмены высокого уровня. Петер Грюттер, его тренер, уточняет: «он регулярно тренируется, 5 дней в неделю, но совсем помалу, только для поддержания формы. Мы должны быть благоразумны. Очень много времени уходит на физиотерапию». На предложение сравнить состояние здоровья чемпиона с состоянием 2008 года, он подтверждает: «Снова ухудшилось. Летом было лучше».
Избегать чрезмерных нагрузок
Главное в этом контексте - это распределять усилия. «В этом сезоне он занимается восстанавливающей физиотерапией (массаж, горячий и холодный компресс, мобилизация суставов), чтобы сделать эластичными мускулы, и чтобы быстрее подготовить суставы таза к предстоящим нагрузкам», - продолжает Мажда Шарль. Что касается физподготовки, то она «не изменилась, но чем ближе мы приближаемся к высокому уровню, тем больше работаем над качеством, а не количеством. Его тело реагирует быстрее. Мы сразу же переходим к тому, что более важно. Мы стараемся ограничивать чрезмерную нагрузку на мускулатуру и суставы». Будет ли Стефан Ламбьель, подошедший в готовности к Небельхорну, но с 2002 года не начинавший сезон так рано, избегать перегрузок? «Чем дольше нагрузка, тем больше приходится страдать; однако, чем выше уровень физической готовности, тем легче контролировать ситуацию. Необходим правильный баланс между усилением и ослаблением нагрузки». Между тем, Стефан Ламбьель еще лучше изучил свое собственное тело. «Адаптация упражнений стала более точной», - отмечает Мажда Шарль. «Он сам делает замечания по поводу движений, положения ноги. Только он один может оценить болевой уровень». Петер Грюттер продолжает: «Он больше стал слушать свое тело. Когда я ему говорил, чтобы он не форсировал, он думал, что это я устал, поскольку я старше! Он стал стабильнее. Прежде бывало, два дня у него мог быть выплеск энергии, а на третий ничего не получалось». Прилежание, которое также отмечает его хореограф, Саломé Брюннер: «Он очень дисциплинированный. Он отдается упражнениям на разогрев со всей серьезностью, как танцор, как взрослый, чья ежедневная работа - это владение телом; это появилось в нем после возвращения».
«Он более зрелый»
Помимо прочего, валезианец может воспользоваться сегодня качествами, приобретенными в шоу. «Он работал много, но иначе», - подчеркивает Мажда Шарль. «В шоу фигуристы могут показывать то, что им нравится, и что не причиняет им боль - при таком условии, они могут выступать долго. Чтобы подвести тело к новым движениям, координации и плавности линий, которые необходимы для эмоциональной выразительности, требуется гораздо большая энергия, чем для простого языка технических жестов. Его раскованность, гибкость, тонкая психомоторность улучшились». А как насчет артистизма? «Он стал еще заметнее», - считает Петер Грюттер. «В манере чувствовать музыку, раскрепощаться, не подсчитывать баллы, а отдаваться чувству. Его репертуар жестов и движений стал шире». Саломé Брюннер идет дальше: «Это теперь другой человек, которого я встречаю: он зрелый в артистическом плане. В октябре в Торонто он присутствовал на репетициях балетной труппы. У этих классических танцоров он почерпнул огромное вдохновение».